Театральное

Nov 17, 2013 16:05

На прошлой неделе мне посчастливилось поучаствовать в тренинге по общению и публичным выступлениям с применением театральной методики. То есть, сам тренинг проходил в театре в 11м районе Парижа. Участников было восемь, и каждый из нас несколько раз выступил на сцене. Преподавательница - профессиональная актриса театра, которая работает в сотрудничестве с агентством, организующим связь с предприятиями и ведущим всю административную работу, связанную с организацией.

Первое впечатление - необычно. Я в первый раз в жизни поднялась на театральную сцену и что-то с нее вещала перед группой людей. До этого уже было выступление в амфитеатре на работе (что-то вроде кинозала со сценой, он у нас используется для важных событий и презентаций), но театр - это несколько иное.

Чем мне понравился тренинг, - он помог мне осознать мои препятствия (которые я, впрочем, сама себе создаю) и недостатки, а также понять, как с ними работать. Например, у нас было выступление, к которому надо было подготовить карточку-шпаргалку и ее использовать. Так вот, выходя на сцену я обмолвилась, что такими карточками пользоваться не умею, и не смотря на то, что часто их готовлю, в ходе самого выступления ими не пользуюсь. Я в них теряюсь. Начало у меня получилось очень неплохим. Публика заинтересовалась сюжетом. И вот посередине выступления (длившемся всего несколько минут) у меня наступил некий пробел. Я не знала, что мне говорить. А зрители сидят и ждут, что дальше! Я же на самом интересном остановилась. Преподавательница меня в итоге похвалила за такой провал, поскольку он позволил нам понять, почему так происходит и что в такой ситуации делать. А еще мне наконец хоть кто-то сказал, что мне надо говорить медленнее и делать паузы (я же частенько тараторю неимоверно). Поскольку dynamisme n'est pas égale à la rapidité! Вообще, мне понравилось на сцене. У меня нет какого-то жуткого страха перед публикой (адреналин, конечно, присутствует, но меня это не блокирует). Что меня пугает, так это неподготовленность. Но тут выход один - репетировать, репетировать, репетировать! А еще очень важны первые 20 секунд выступления, как вы выходите на сцену, как вы устанавливаете контакт с залом.

Напишу-ка я на свежую голову про некоторые практические советы, которые помогут многим, кто участвует в выступлениях на публике. Для меня эти советы стали настоящим открытием.

Если к вам кто-то из зала начинает придираться и специально задавать сложные вопросы, на них надо отвечать, но не смотреть прямо на этого человека, а обращаться ко всем зрителям. Надо разбавить внимание. Ни в коем случае не нужно подавать вида, что вас дестабилизирует какой-либо вопрос, а это сложно скрыть, когда вы смотрите такому нахалу в глаза. А еще неприятный вопрос лучше переформулировать. Это же позволит вам подготовить аргументы. Обратите внимание на французских политиков, они ВСЕ так делают! Их этому специально учат, кстати. Не надо думать, что самое главное - это ответить на сложный вопрос прямо сразу, сходу. Главное - это ответить осмысленно, правильно.

Очень важно окидывать взглядом всю аудиторию, а не смотреть в один угол. Мне самой, например, несложно смотреть зрителям в глаза, но я иногда застреваю на одной части зала, а на другую не смотрю. Если вы не хотите смотреть в глаза, смотрите на линию поверх голов, но везде! Потому что, если люди видят, что вы на них не смотрите, они могут заниматься чем-то другим (особенно на совещаниях - классическая проверка мейлов). Только проблема не в них самих, а в том, что это заразительно. Когда кто-то один начинает отвлекаться, то за ним подтягиваются другие.

При выступлении важно правильно дышать. Дышите животом. Выдыхать воздух постепенно, и дышать глубоко. Когда не хватает воздуха, это влияет на память. Если вы вдруг потерялись, то не надо "ээээ-кать" (это потребляет еще больше воздуха, и совершенно бесполезно). Лучше всего на несколько секунд замолчать, сделать глубокий вдох (не очень заметный, конечно) и посмотреть в сторону. Тогда выше вероятность вспомнить, что вы хотели сказать. Ни в коем случае не смотреть в такие моменты в аудиторию, поскольку она ждет от вас действия. Молчание и взгляд в аудиторию можно применить как осознанный прием, чтобы слегка нагнести обстановку и создать ожидание. Но если вы что-то забыли, смотрите в сторону! Или выпейте водички. Помните, что пауза - это наоборот очень полезно. Не надо заполнять всю пустоту словами (особенно бессмысленными), это утомляет. И еще, если у вас случился пробел в памяти, повторите, на чем вы закончили. Это так же помогает возобновить ход мысли. Когда вы ходите по сцене, это тоже помогает думать (у меня обратная проблема, я постоянно хожу по сцене :))) В таком случае наоборот надо иногда остановиться, посмотреть на аудиторию и произнести что-то важное.

Если у вас пересохло во рту, прикусите язык так, чтобы было чуть-чуть больно. Тогда вследствие защитной реакции организм запустит слюноотделение.

На карточках надо писать именно ключевые слова, не фразы! А еще, например, можно написать "пауза" на том месте, где надо сделать паузу, или "взгляд в аудиторию", там, где надо именно пристально посмотреть. Лучше даже это обозначать символами.
Если вы знаете, что у вас проблемы с дыханием, напишите себе "глубокий вдох".

И вот вам вдогонку скороговорка для тренировки дикции:

Sage chasseur âgé aux yeux chassieux, sachez chasser sans chien, chose aisée, ce chat chauve caché sous ce six chiches souches de sauge sèche.

И еще одна, смешная! :)

Alerte, Arlette allaite!

вдруг пригодится

Previous post Next post
Up