Вчера посетили отличную выставку в Пинакотеке, - коллекция Жонаса Неттера. Если вам доведется оказаться в Париже до 9 сентября, обязательно сходите (Пинакотека находится сразу за церковью Мадлен, что на одноименной станции метро на 8й ветке).
Многие картины, представленные на выставке, показываются публике впервые. В числе художников, замеченных этим замечательным коллекционером альзасского происхождения, находятся Модильяни, Сутин, Утрилло, которых я впервые увидела в оригинале (не считая нескольких полотен Модильяни, замеченных уже не помню в каком музее). Что интересно с представленными полотнами Модильяни - они все разные. Обычно у него персонажи с полуприкрытыми глазами и необычно длинной шеей. Портрет художника Сутина (родом, кстати, из Белоруссии) - совершенно нехарактерен для Модильяни в этом плане. Такое впечатление, что художник отошел от своей обычной техники и постарался более реалистично передать персонаж. Девочка с огромными голубыми глазами и в голубом платье также необычна. А портрет жены Жанны поражает своей чуть ли не "акварельной" прозрачностью и несколько "неправильным" профилем.
Про Сутина я вообще никогда не слышала, но мне понравилось. Наш гид сказала, что он не всем нравится, так как его полотна не входят в критерии прекрасного, и вообще, если на некоторые из них долго смотреть, то начинает болеть голова. Сутин, когда приехал в Париж, вообще не говорил ни слова по-французски. Но когда он стал завсегдатаем кафе Ротонд на Монпарнасе, то применил своеобразный бартер: плату картинами за уроки французского.
Морис Утрилло - сын другой художницы, представленной на выставке, - Сюзанн Валадон (у нее также необычный, или скорее легко узанаваемый стиль, но достаточно "правильные" и легкие для восприятия картины). Родив Мориса в 18 лет, Сюзанн отдала его на воспитание бабушке. Так как мальчик был, по бабушкиным понятиям, беспокойным, она ему давала крепкий алкоголь в качестве лекарства с ранних лет, что впоследствии стало одной из причин галлюцинаций и психической неуравновешенности художника. Самое интересное, что бабушка закрывала его в комнате и заставляла копировать открытки с видами Монмартра, не разрешая выходить, пока он не закончит. Возможно, это во-многом и повлияло на его работы. Картины Утрилло с видами Парижа и других мест - щедевры необычайной красоты. На них практически не видно людей, и если они появляются, то в достаточно размытом виде. Мостовые тоже выполнены скорее в импрессионистском стиле, - мазками и краской, смешанной уже на полотне. Зато здания и особенно деревья необычайно четко прорисованы. Меня впечатлило. Обидно, что в период его жизни на Монмартре, многие хозяева кафешек пользовались его слабостью к алкоголю, и выманивали у него картины за пару рюмок...
Помимо, перечисленных художников, на выставке также было несколько полотен Дерэна, Хайдена, Антчера и других, о которых я никогда и не слышала. Выставка достаточно маленькая, в небольших залах, поэтому лучше на нее идти с утра или на неделе днем, чтобы избежать толпы.