"Рисуйте свободно!" Барбара Дайан Берри "Найти себя с помощью художественного дневника".

Jan 09, 2015 22:59





Как только я начала знакомство с книгой - то в первую очередь опять поразилась умению издательства МИФ находить "те самые" книги! Я читала предисловие и узнавала себя и то, что так знакомо по жизни - бурный внутренний процесс, который так сложно порой материализовать, облечь в слова или краски... Безусловно - немало уже пройдено, многому я научилась, но вот еще одна ступень, которая пока еще не преодолена до конца: то, что описывает Барбара о своем детстве и о возникшей проблеме "замирания", которое выражалось буквально в параличе - оказалось до боли знакомо. Только в моей жизни это приняло немного иную форму - тотальный контроль происходящего, то, что часто называется теперь "контрол-фрик". Суть-то та же самая - ты временами просто не можешь свободно жить и творить, ты практически парализован! И вот тут передо мной, строчка за строчкой - обещание, что это можно преодолеть! И конечно, что самое интересное - это опять касается не исключительно творчества, и всей жизни - как творческого процесса.
Легко представить, с каким интересом я окунулась в чтение!



Кто из нас не знаком с внутренним критиком, а у кого-то их целая свора! Каждый день, с тех пор, как участвую в жизни сообщества "365" - я вижу, как эти внутренние критики грызут нас всех изнутри, какие изощренные оговорки возникают у участников, чтобы помешать им признать себя в праве рисовать, просто рисовать! Что уж говорить об остальной жизни, где мы сплошь и рядом закованы в решетки из критических замечаний близких и не очень людей!

И в помощь, чтобы преодолевать скованность перед принятием решений, или образно излить сковывающие эмоции - тем самым освобождаясь от хаоса и выходя из тупика - Барбара предлагает завести художественный дневник. И первое правило - спонтанность, игра, отказ от установки создать законченную картину или добиться идеального результата. Иллюстрации, приведенные тут же - красноречиво показывают степень свободы от установок. Описание как появилось то или иное в рисунке помогает понять смысл и суть подобного рисования, которое нужно, чтобы прежде всего понять свои мыслительные процессы. В этом месте я еще раз порадовалась, что несмотря на название - эта книга не о рисовании как таковом. Потому что в конечном счете самое важное в жизни - это свобода выражения себя, в какой бы то ни было области, начиная от приготовления еды, заканчивая сложным проектом. Все мы мечтаем этому научиться, чтобы стать по-настоящему счастливыми. И именно этому служит ведение художественного дневника.




Безусловно, сразу возникают параллели с "утренними страницами", которые многим уже знакомы по книге Джулии Кэмерон "Путь художника" - и Барбара, уважительно упоминая их, предлагает художественный дневник как новую ступень, как продолжение, а для кого-то альтернативу "словесным" практикам. И приводит примеры еще более глубинного освобождения, которое дает именно игра с красками и образами.

Далее, как и во всех полезных книгах - начинается практика, которая призвана "научить рисованию на комфортном уровне", для последующей работы с образами. Помимо советов позволить себе не считать ошибки ошибками, а искать в них новые смыслы, Барбара сопровождает их объяснениями того, как работает наш мозг во время таких экспериментов, что само по себе познавательно и удивительно, и сопровождается описанием интереснейших исследований.




Как настроиться не "безошибочность"? Что такое импровизация и как это работает? Какие "защитные механизмы" срабатывают не вовремя и какие способы помогают их нейтрализовать? Обо всем этом рассказывается в начале второй главы, перед началом активной практической части.

Подготовка к основной практике начинается со знакомства с материалами и обоснования выбора акварели для ведения дневника. Барбара приводит весомые аргументы в пользу любимой многими акварели именно с точки зрения импровизации и спонтанности, а также "непоправимости" результатов игры, которые важны для осознания процесса...




Что учесть при подготовке, что понадобится в работе - сразу радует, что набор необходимого минимален, - что учесть, чтобы избежать сторонних замечаний (хватит нам забот и со своими!) - вторая необходимая часть перед началом захватывающего путешествия.

Ну, и далее - собственно сам процесс, с подробными подсказками, с чего лучше всего начать...

Само собой - самое ценное в описании упражнений это препятствия, которые неизбежно возникнут и разные методики и способы их преодолеть. Как определить, что произошло нарушение процесса, как предвосхитить сбой, какие плюсы могут получиться из "минусов" - все это самым увлекательным образом показано в главе посвященной работе с цветом. Для начала надо максимально избавиться от сомнений, которые возникают при выборе цвета, или смешивании - Барбара постоянно призывает внимательно следовать за кистью, за движением руки, отдаться потоку, и дает советы как восстановить движение, если остановка все-таки произошла...

Вообще, как это часто бывает с книгами-практиками - хочется скорее приступать к экспериментам, ведь даже читая о том, как сложно будет освободиться, продравшись сквозь накопленные годами установки "правильности" и "перфекционизма" в отношении того, что мы делаем - уже испытываешь дрожь нетерпения попробовать и ощутить радость открытий уже сделанных героями примеров из книги, хочется скорее самому пройти этот путь к свободе выражения, за которым открываются перспективы такие, что дух и вовсе захватывает!




Но прежде, чем приступать - конечно, интересно, что же еще пишет Барбара дальше, ведь впереди еще половина книги! А вторая половина очень интересно повествует о том, как справившись со всякими критиками внутренними и внешними мы наконец сталкиваемся с самими собой. И к чему надо быть готовыми - ведь часто мы просто боимся заглянуть дальше, понимая, что в нас есть не только "хорошее", и стоит ли стремиться выпустить это не бумагу? Барбара уверяет, что стоит - приводя уже и опыты Юнга, и собственный обширный опыт, демонстрирующий, что медленное погружение в себя всегда идет только в плюс. Оно открывает нам разные грани собственного бытия, и позволяет разделаться с блоками и страхами, всего лишь играя краской и задавая себе вопросы. Прекрасный способ познавать себя и мир. И конечно становиться более открытыми и творческими! Более, чем достойная задача!

И при этом всем, Барбара не устает напоминать, что не стоит относиться ко всем поворотам кисти слишком серьезно. Описывая случаи, когда кто-то пытался сопротивляться образам, идущим из подсознания - она отмечает, что лучший помощник тут юмор и смех. И что именно смех помогает сбросить оковы и открыться для озарений - если мы находим в рисунке или в себе что-то смешное.




В заключение, хочется порекомендовать эту книгу всем, кто любит рисовать - потому что это совершенно иное рисование! А также всем, кто еще ни разу не рисовал - ибо это удивительный способ для совершения открытий!  Ну и то, что вы узнаете о своем мозге столько интересного - тоже отличный бонус! Хотя самый главный, пожалуй в том, что мозг способен развиваться в процессе подобных развлечений - а хорошие мозги еще никому не помешали!Так что если вам не чужды эксперименты с собой, и вы жаждете встретиться с вашим тайным "я" - смело открывайте эту книгу и начинайте путешествие!




Эта книга стала настоящим подарком к началу года, за что безусловно хочется поблагодарить издательство МИФ и пожелать им успехов и всяческих радостей в новом году! А нам, соответственно, новых интересных и главное ПОЛЕЗНЫХ  книг!




Книга на сайте издательства

Лабиринт и Озон

книги, издательство МИФ, чтение, рисование, отзывы

Previous post Next post
Up