Два произведения авангардных композиторов XX-XXI века (оба умерли в прошлом году), оба написаны в 70-х годах, оба не длиннее 20 минут.
В «Coming Together» американца Ржевски вокалист (точнее, оратор) отрывисто зачитывает фрагменты письма Сэма Мелвилла, антивоенного активиста и узника Аттики. Также звучат скрипка, два саксофона, клавиши, труба, флейта и чудесный бас-кларнет. Девушка сосредоточено играет на барабане.
Фразы повторяются, повторяются и музыкальные сегменты, но с вариациями. Интенсивность возрастает, вокалист переходит на крик. Драйв, восторг.
В «Workers Union» голландца Андриссена к инструментам добавляются еще один клавиши, гитара, бас и даже ситар (я раньше никогда не видел вживую этот станок с неизвестным количеством струн).
Скрипачка, оратор и флейтистка уходят, но добавляются три новых вокалистки.
Пьеса эта очень интересно устроена (подробности см в сети). Все инструменты играют (а девушки поют) одновременно, в очень строгом и четком ритме. И настолько слитно, что трудно выделить какую-то одну партию, кроме, разве что, ударной. Где саксофоны, где гитара, где голоса? Постепенно входишь в транс, и даже после того, как все умолкают, звуки остаются в твоей голове.
Это был поразительный концерт. Спасибо ансамблю InterText и организаторам.
В программе
Фредерик Ржевски «Coming Together»
Луи Андриссен «Workers Union»
Исполнители:
Ансамбль современной академической музыки InterText и участники лаборатории Workers Union
Кураторы - Данила Матросов, Алина Ежакова