Архив концертов. Свердловск 1988-89

Jun 03, 2020 17:32

В эти дни я рассчитывал быть на фестивале в Барселоне. Много там планировалось интересного, ох как много. Но всё, абсолютно всё, рухнуло в считанные недели и продолжает катиться под откос. Невероятно до смешного: был целый мир - и нет его. Остается в своей норе  вспоминать лучшие концерты давно прошедших времен. В то время я вел этакий лапидарный дневничок, куда заносил информацию о посещенных выступлениях: дата, исполнители, место. Так что теперь могу все восстановить  с точностью до дня.

16 октября 1988
«Агата Кристи»; «Кабинет»
Дворец Молодежи
Закрытие III фестиваля Свердловского рок-клуба.

К этому времени я уже год увлекался рок-музыкой. Слушал, конечно, группы Ленинградского и Свердловского рок-клубов, ну и западные тоже - Led Zeppelin и Rolling Stones были тогда моими любимцами. Ничего необычного, в общем. И где-то полгода, как я начал посещать концерты, стараясь попасть, на все, что только можно было - ленинградцы и москвичи тогда у нас часто гастролировали, да и рок-клуб функционировал исправно. Кстати, не могу понять, как мы попадали на эти концерты. Я был самый обыкновенный девяти-, а потом десятиклассник. Знакомых в рок-тусовке не имел, родители мои были простые инженеры, предельно далекие от художественной богемы. По телевизору концерты не анонсировали, по радио не рекламировали, афиши по городу не висели (или все-таки висели?). Но к октябрю 88-го я уже побывал на «Алисе», «Наутилусе» и даже «Вежливом Отказе». В музыке последних ничего, конечно, не понял, но был поражен этой странной изломанной мощью - «эй, кузнец, куй железо, пока мы ещё горячи…». А также был и на нескольких менее известных рок-клубовских командах (про некоторые из которых и вспоминать сейчас стыдно). Весной я сходил на фильм «Асса» - по стране с большой помпой шла премьера и перед каждым сеансом в крупных городах устраивали концерты местных и приглашенных рок-групп. Мне достался московский  «Крематорий» и новая свердловская группа «Агата Кристи» - это был одно из первых их выступлений под таким названием.


Концерт тот проходил довольно вяло - зал полупустой, большинство зрителей никакой рок не интересовал,  да и «Агата Кристи» запомнилась разве что юным эксцентричным басистом, который сидя на стуле задорно пел «па-па-па-па-па-пам» в песне про крыс в белых перчатках. Но на октябрьском рок-фестивале все было по-другому. Думаю, всем, кто находился в зале в тот вечер, выступление «Агаты» запомнилось надолго. С тем кокетливым инди-попом, благодаря которому группа стала сверхпопулярна в середине 90-х, было еще мало общего. Как писали в полуофициальной прессе, играли они жесткую гитарную волну и, почему-то, арт-рок. Хотя без оперетты и театральщины эту группу представить тогда было невозможно. Основа программы - то, что стало вскорости магнитоальбомом «Коварство и любовь» (первой его версией), плюс парочка номеров с предыдущей кассеты «Второй фронт». Запомнились песни «Вива, Кальман», «Канкан», «Герои»… Наверное, тогда я впервые понял, что сами по себе слова и мелодии не так уж важны. Иными словами, дело не в текстах (местами довольно дрянных) и не в музыке (порой пошловато-разухабистой). А в том, что в какой-то момент все это сплавляется в единое целое благодаря  экспрессии и яростному напору: в тот вечер братья Самойловы взорвали публику. Жаль только, что потом все это таяло от концерта к концерту, пока почти совсем не сошло на нет.
Про группу «Кабинет»  я не знал почти ничего. Фамилия Пантыкин мне была известна, но и не более. То, что это обломки двух легендарных уральских групп начала 80-х, «Трек» и «Урфин Джюс» я узнал значительно позже. Вот тут, похоже, дело было как раз в музыке. Хотя играли они, по сравнению с только что отшумевшей «Агатой», вяло и академично, слушать тонкую и изысканную программу «Кабинета» было очень полезно советскому школьнику, стремительно впитывающему новые знания.

29 января 1989
«АВИА»
ДК УЗТМ
«АВИА», ансамбль п/у Николая Гусева - продукт распада удивительной и прекрасной группы «Странные Игры». В конце 80-х «АВИА» покоряли своими невероятными выступлениями народы СССР, а потом и Европы. Мощная духовая секция, большая физкультурно-танцевальная группа (20 или 30 девушек), эстетика советского авангарда, «Синей блузы», конструктивизма (о котором я узнал именно благодаря «АВИА», проживая при этом в самом, быть может, конструктивистском городе Советского Союза), бодрые марши, абсурдные тексты - даже по телевизору это выглядело грандиозно. Ну а мне с двумя приятелями по школьному ансамблю повезло увидеть выступление «АВИА» живьем. Мы шли пешком с репетиции собственного школьного ансамбля в Кировском Доме пионеров на Уралмаш.  По замороженному сказочному Свердловску: вышли на Восточную, потом по Космонавтов, Машиностроителей и бульвару Культуры. Скользили, падали, смеялись, курили, болтали. Предвкушали. Незадолго до того из «АВИА» ушел Антон Адасинский, который, наверное, и был автором всего этого уникального ретро-футуристического перформанса. Но группа оставалась в полном порядке. Я не был их фанатом, да и вряд ли это возможно, вскоре они почти пропали из поля зрения, стали забываться их песни (хотя «Ночью в карауле» и «Я не люблю тебя» прекрасно помню и сейчас). Но в тот вечер «АВИА» подтолкнули меня в правильном направлении, чуть изменив угол восприятия музыки и всего, что ее окружает.


Конечно,  нам и в голову не приходило, как можно делать что-то подобное. Наш  ансамбль старательно подражал группе «Кино», на концерте которых я тоже побывал через пару месяцев. Но об этом писать неинтересно, потому что вскоре я получил еще один важный импульс.

26 февраля 1989
НХА. Апрельский марш
Дворец Молодежи
Мероприятие носило заглавие «Первый фестиваль Уральского рока». Как-то так, кажется.  В общем, это был смотр самодеятельных коллективов из Свердловской области и прилежащих регионов, игравших, по преимуществу, вторичный прямолинейный говнорок. Как сюда занесло челябинский «Новый Художественный Ансамбль» (он же - «НХА») - ума не приложу.


Наверное, надо сказать спасибо отменному вкусу Николая Грахова, президента рок-клуба, который вытащил на  второстепенный фестиваль этот ансамбль, не имеющий никакого отношения к року. А имеющий отношение к самому радикальному авангарду и театру абсурда. Не буду льстить себе, и говорить, что был в восторге. Нет, к такому я был не готов (хотя название «Поп-механика» скорей всего уже слышал - название, но и не более). Да, наверное, подавляющая часть публики (а тогда немаленький зал Дворца Молодежи на рок-клубовских концертах был забит под завязку) абсолютно не врубилась в видимое и слышимое.


Но пробить ту саму брешь в моем шаблоне восприятия современной музыки с помощью своей волшебной нестандартности «НХА» тогда удалось. Вектор моих художественных поисков теперь уверенно указывал правильное направление. Осенью я увидел «НХА» в афише IV фестиваля Свердловского рок-клуба и не сомневаясь купил билет. А много лет спустя, в 2016, на фестивале «Остров 90-х» в Ельцин-центре увидел музыкальное представление «Передвижной оркестр майора Брауна» - это были отголоски все тех же «НХА», воссоздание перформанса 1990 года, нисколько не потерявшего своей свежести.


Между прочим, на этом же концерте я впервые услышал вживую группу, на которую в следующие три года я ходил так часто, как только возможно. Даже чаще, чем на «Курару» в последние десять лет. О них - следующий текст.

Апрельский Марш
Свердловский рок тяготел, с одной стороны, к напыщенной элитарности, с другой - к сентиментальной попсовости (не берем в расчет многочисленных ПТУшников с гитарами). При этом свердловские музыканты почти всегда были удручающе серьезны. Единственная группа, которая смогла сохранить самоиронию в текстах и действиях, избежав плебейского маньеризма, поддерживать свежесть звучания, оставаться интеллектуальной, продвинутой и в то же время доступной для восприятия - это «Апрельский марш».


Кроме того, у них было несколько лидеров - саксофонист и вокалист Симаков, клавишник и вокалист Гришенков, гитарист и вокалист Сергей Иванович Чернышев. Это интриговало и путало карты. «АМ» были и остаются (хотя давно уже фактически не существуют) моей любимой группой в России к востоку от Камня. 
На концертах «Апрельского Марша» в 1989-91 гг. я был не меньше 14 раз. Плюс всевозможные сайд-проекты - «Биробиджанский Музыкальный Трест», «Банга Банга», «Стамбульчик Бразерс» - без счета. Условно выделю три.
1) 13 июня 1989. ДК Свердлова. Чудесный летний вечер, закрытие сезона в рок-клубе. Мы с приятелем, ярым фанатом «Марша», только что закончили школу, и, конечно, не могли пропустить закрытие сезона в рок-клубе. Основа программы - второй альбом «АМ» «Голоса» («Мертвый жених», «Туберкулез», «Наркоз», «Женщины» и другие жизнерадостные номера). И несколько хитов с первого альбома («Милиция», «Дантист» и, конечно же, великая песня «Когда его никто не видит II» в исполнении Игоря Гришенкова).

2) 13 октября 1989. IV фестиваль Свердловского рок-клуба.  Дворец Молодежи. Это был самый первый концерт фестиваля. Новая суровая программа «Звезда-полынь», так и не ставшая полноценным альбомом. Вообще у «АМ» со звукозаписью не сложилось - то немногое, что осталось, это бледная тень настоящей группы. Песни «Кома», «Сержант Бертран» (кажется, тогда прозвучали впервые). Сама апокалиптическая «Звезда-полынь». Но больше всего запомнилось низкочастотное монотонное intro Гришенкова. Группы Panasonic еще и в проекте не было, а тут, за три тысячи верст такое творили.

3) 2 апреля 1991. ДК ТЭФ УПИ. Группе всего-то пять лет, но она уже вошла в период упадка. И все же своеобразная чахоточная красота была в этих последних концертах. Некоторые новые песни оказались постыдно слабыми, но были и такие чудные вещи как «Хорошая девушка Таня» и «Превратности любви». Позже эта программа воплотилась на компакт-диске «Сержант Бертран», плоской, не очень внятной, но единственной более-менее качественной записи «Апрельского Марша».

в следующей серии богатый на события 1990

live, pensamiento

Previous post Next post
Up