Похоже, существует определенная закономерность - если в творчестве музыкального коллектива или исполнителя есть хоть какой-то элемент абсурда, то шансы понравится мне, или хотя бы заинтересовать меня значительно повышаются. Но что я понимаю под абсурдом в поп- и рок-музыке? Не претендуя на строгое определение, попробую все же сформулировать. Если используемые артистом тексты, музыка, интонация, сценическое действо, все это вместе взятое (либо же используемое в любых сочетаниях), пробивает брешь в шаблоне моего восприятия, то этот артист существует в пространстве абсурда. («Брешь в шаблоне восприятия» - не я придумал, но откуда эта фраза?). Еще раз подчеркну, речь идет о моем восприятии сегодня. То есть о восприятии человека, знакомого с предметом, «наслушанного» (в 14 лет и «Наутилус Помпилиус» казался чем-то в высшей степени необычным).
Как и всегда в искусстве, четкие границы провести невозможно: вот здесь еще не абсурд, а здесь уже да. Тем не менее, можно сформулировать некие общие принципы, описать характерные свойства. Тексты не могут быть прямолинейно смешными: никакой петросянщины. Музыка может быть самой обыкновенной, но не должна быть стандартной: никакой дэдэтни и прочего говнорока. Это не может быть ни на что похоже: тиражированный абсурд становится мэйнстримом. Запрещено давить на примитивные эмоции: надо чтобы все было сделано тонко, но при этом не слишком тонко. Реакция публики: недоумение, наивное удивление, омерзение. Многие склонны считать творчество абсурдистов провокацией (так и есть). Вышеприведенные принципы могут и должны нарушаться. Впрочем, лучше привести несколько примеров.
Первым и, пожалуй, лучшим примером абсурда в отечественном роке стал альбом «Треугольник» группы «Аквариум» 1981 года. Что интересно, этой единственной пластинкой у данной группы все и ограничилось. Наверное, сказалось мощное влияние, с одной сторны, Джорджа Гуницкого, с другой - Сергея Курехина.
Click to view
Хотя БГ в последующем сочинил множество песен, вроде бы как вполне себе абсурдных. Но чуть-чуть не настоящих.
Следующий шаг - «Странные игры». В отличие от многих, первый их альбом я считаю не вполне удачным. Только гений братьев Сологуб заставляет меня сейчас к нему возвращаться. А вот второй, «Смотри в оба» - настоящий шедевр абсурдизма.
Click to view
Третья ступень ленинградских наследников ОБЭРИУ - конечно же «НОМ». И хотя со временем юмор и сатира в значительной степени вытеснили поэтику абсурда, да и без Ивана Туриста коллектив потерял половину своей мощи, изумруды безумий все еще попадаются на их записях. Альбер Камю писал: «Бывает, что чувство абсурда рождается от полноты счастья». Это можно сказать и про «НОМ».
Click to view
В Свердловске / Екатеринбурге эстетика абсурда была и осталась не в чести. Можно вспомнить разве что некоторые поползновения людей из «Апрельского марша», как самой группы, так и сайд-проектов, типа «Биробиджанского музыкального треста» и «Банги-Банги».
Вообще же главная группа русского абсурда, идеальное его воплощение - «Звуки Му».
Click to view
Но все это очень старые истории. А что из нового? Появились ли новые герои на этом поле? Конечно да, и много. В первую очередь приходит в голову группа «Громыка».
Click to view
(архисвоевременная песня!)
"Кассиопею" конечно нельзя не упомянуть.
Click to view
(пророческий образ музыкантов на сцене!)
А еще «Голуби и безумные кашевары», «Владимирский сентиментальный салон» и т.д. и т.п.
Click to view
Лично для меня их творчество не столь значимо, как у лиц, перечисленных в предыдущих абзацах. Может быть, оно вообще не имеет больше никакого значения. Но оно есть.