От фестиваля к фестивалю, из Хельсинки - обратно в Екатеринбург. Безумно интересными оказались безумные дни в этом году. Много нового, неожиданного, разнообразного.
Тема
фестиваля на этот раз показалось мне несколько туманной: «К новым берегам». Я думал, что подразумевается большое количество модернизма и прочей современной музыки (современной - то есть всего-то 50-100-летней давности). Барток, Стравинский, Мартину, Прокофьев, Хиндемит, Шенберг, Мессиан и др. А также танго и фламенко. Но потом прочел в программке, что имеется в виду тема скитания, изгнания, путешествия. Ну, пусть.
Все равно этот «модерновый» контекст невероятно ценен: такая музыка, увы, очень редко входит в будничный репертуар нашей филармонии. А слушать ее важно и необходимо. У нас же предпочитают поп-классику Бах-Моцарт-Чайковский. Это прекрасно, но некоторым (мне) хочется большей широты спектра. Впрочем, классицизма и романтизма на фестивале тоже хватало: Бетховен, Вагнер и т.д. Мне удалось сходить на десять концертов, и, что удивительно, понравились все. Обычно на большом фестивале всегда два-три концерта оцениваешь как скучноватые, неудачные. А тут каждый хорош, но по-своему. Фортепианный цикл «Микрокосмос» Белы Бартока сразу задал правильный тон фестивалю; дальше, понятно, Бетховен есть Бетховен; в концерте «Рапсодия» выделю фантазию Арнольда Шёнберга - потрясающая, нечеловеческая музыка - и, конечно, дивертисмент Стравинского; потом - божественный Богуслав Мартину; далее - «Контрасты» того же Бартока от трио Messiaen и кларнетиста Рафаэля Севэра; субботним вечером - абсолютно фееричная «История танго»; воскресным утром - разминка в виде самых разнообразных этюдов от Антонина Дворжака до Курта Вайля и от Джорджа Гершвина до Шарли Шаплэна (он же Чарли Чаплин); ну а потом - эмоциональный и художественный пик фестиваля: невероятный «Квартет на конец времени» Оливье Мессиана; затем - фламенко, которое оказалось не совсем и не только фламенко - прошлогоднее было куда аутентичнее (но все равно здорово); и напоследок несколько печальных фортепианных шедевров на рояле.
Натанаэль Гуан (фортепиано), Франция
- Барток. «Микрокосмос» (фрагменты)
- Барток. Соната
Московский камерный оркестр Musica Viva, дирижер - Рудин Александр, Жонас Вито (фортепиано), Франция
- Бетховен. Увертюра «Кориолан»
- Бетховен. Концерт № 4 для фортепиано с оркестром
«Рапсодия»
Оливье Шарлье (скрипка), Эммануэль Строссер (фортепиано), Франция
- Мартину. Чешская рапсодия
- Стравинский. Дивертисмент (сюита из балета «Поцелуй феи») для скрипки и фортепиано
- Шенберг. Фантазия
- Крейслер. Венская рапсодия-фантазиетта
«Четыре темперамента»
Московский камерный оркестр Musica Viva, дирижер - Рудин Александр, Юрий Фаворин (фортепиано)
- Мартину. Концерт для двух струнных оркестров, фортепиано и литавр
- Хиндемит. «Четыре темперамента»
«Контрасты»
Трио Messiaen и Рафаэль Сэвер (кларнет), Франция
- Хиндемит. Квартет для кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано
- Барток. «Контрасты» для скрипки, кларнета и фортепиано
«История танго»
Эммануэль Россфельдер (гитара) и Виктор Вальена (бандонеон), Франция-Аргентина
- Пьяццолла. «История танго»
- Пьяццолла. «Ave Maria»
- Кардосо. Милонга
- Гисмонти. «Вода и вино»
- Вила-Лобос. Бразильская бахиана
- Де Фалья. Танец огня из балета «Любовь-волшебница»
- Де Фалья. Танец из оперы «Короткая жизнь»
«Путеводная звезда»
Роман Лелё (труба) и ансамбль Convergences, Франция
- Чаплин. Мелодии из к/ф «Иммигрант»
- Барток. Шесть румынских народных танцев
- Барток. Квартет № 4
- Вайль. «Юкали»
- Дворжак. Ноктюрн
- Рахманинов. Вокализ
- Бернстайн. «Америка» из мюзикла «Вестсайдская история»
- Гершвин. Колыбельная Клары из оперы «Порги и Бесс»
- Вайль. «Баллада о Мэкки-Ноже»
- Пьяццолла. «Libertango»
Трио Messiaen и Рафаэль Сэвер (кларнет), Франция
- Мессиан. Квартет «На конец времени»
«Испанцы в Париже и фламенко»
Элен Гризар-Куэто (танец) и Мишель Гризар (гитара), Франция-Испания
- Альбенис. «Гранада» и «Астурия» из Испанской сюиты
- Альбенис. «Майорка»
- Понсе. Южная сонатина
- Оана. «Тьенто»
- Де Фалья. Танец Мельника из балета «Треуголка»
- Де Фалья. «Памяти Дебюсси»
- Де Фалья. Песня о блуждающем огоньке из балета «Любовь-волшебница»
«Ностальгические песни»
Жонас Вито (фортепиано), Франция
- Лист. «Тоска по Родине» из цикла «Годы странствий»
- Григ. «Тоска по Родине» из цикла «Лирические пьесы»
- Вагнер-Лист. Хор пилигримов из оперы «Тангейзер»
- Вагнер-Лист. Хор девушек за прялками из оперы «Летучий Голландец»
- Бетховен. Соната № 26 «Прощальная»