ЗВУЧАЩАЯ ТИШИНА 11/1/25

Jan 12, 2025 13:08


Есть такая не совсем обычная серия концертов в филармонии под названием «Субботний плейлист»: играют несколько относительно коротких произведений (или фрагментов произведений). Продолжительность - не более полутора часов, без антракта, время начала - позднее. Стиль композиций значения не имеет, но они объединены некой общей концепцией, каждый раз новой. Вчера тема была такая: тишина в музыке. Впрочем, большинство произведений можно было бы легко заменить на другие, в то же время стоило бы, например, включить сочинения минималистов, раз уж речь идёт о тишине.



Вообще, мне такой формат не очень нравится: из восьми вчерашних номеров три мне были не интересны совсем, три - 50/50, а вот ради двух оставшихся я и оказался в Большом зале филармонии. Во-первых, «Вопрос, оставшийся без ответа» Чарльза Айвза, знаменитого композитора первой половины прошлого века и одного из основоположников американской академической музыки. А этот его опус (в отличие от остальных) - вещь абсолютно гениальная. Использую штамп: в «Вопросе...», написанном в 1906 году (вторая редакция - 1935), как в капле воды, отразился весь XX век. Второе важнейшее сочинение, прозвучавшее вчера, вообще главная музыка века. А ещё - серьёзное испытание для слушателей. Это «4'33"» Джона Кейджа. Я в прошлом году имел счастье воспринимать это произведение в исполнении пианиста, в зале на 150 мест. Там всё прошло почти идеально. Очень хотелось теперь послушать, как оркестр будет играть «4'33"» в зале на 800 мест. Вот тут часть публики испытание не выдержала. Ну попадаются среди посетителей наивные простаки, ведущие себя глупо и неуместно в непривычных обстоятельствах, что поделаешь. А так-то, конечно, сама композиция Кейджа - вершина музыки, что и говорить. Ладно, одна из вершин.

Коротко об остальном. Лядов, Респиги - мимо меня. Дворжак это здорово, но я всё же предпочитаю целостные произведения, а не фрагменты. Этюд современного композитора Яна Кларка для флейты с оркестром попахивает нью-эйджем. Киномузыка Артемьева (именно эта, конкретная) в отрыве от самого фильма совсем не впечатлила. В конце прозвучала оркестрованная версия песни Depeche Mode (без вокала, само собой). Не люблю, когда оркестр играет произведения поп-музыки, не помню удачных примеров*. В данном случае всё было не так плохо, и Enjoy The Silence - прекрасная песня, но у меня в голове всё равно появляются ассоциации с оркестром Джеймса Ласта или с оркестром Поля Мориа.

* - а как же великолепный концерт Portishead с Нью-Йоркским симфоническим оркестром, спросите вы. Я отвечу: му вам на воротник ну это же совсем другое, это Джефф Бэрроу использовал оркестр в своей музыке, а не оркестр переанжировал музыку Portishead для скрипок и виолончелей.

Программа концерта

Лядов. «Волшебное озеро»

Респиги. «Рождение Венеры» из «Триптиха Боттичелли»

Дворжак. Симфония № 9 «Из Нового Света» (II часть)

Айвз. «Вопрос, оставшийся без ответа»

Кейдж. 4'33"

Кларк. «Гипноз»

Артемьев. «Прогулка на автомобиле» из кинофильма «Раба любви»

Depeche Mode. «Enjoy the Silence»

Исполнители

Уральский молодёжный симфонический оркестр

Дирижёр и солист - Дмитрий Филатов (флейта)

ведёт концерт Ангелина Кодолова

live, современная музыка, дворжак, филармония

Previous post Next post
Up