Хорошо составлен сет-лист: чем дальше, тем интереснее!
Мирослав Култышев, фортепиано
Композитора Бородина я не знаю. Из «могучей кучки» вроде бы? Даже не мог вспомнить как его зовут (оказалось, Александр). Лет десять назад я ходил на его «Князя Игоря» в оперный театр и даже играю на гитаре в качестве упражнения фрагмент из «Половецких плясок». Но в остальном с музыкой этого автора совсем не знаком. И, кажется, правильно. Во время исполнения скучал. Его «Маленькая сюита» оказалась не такой уж маленькой: около 20 минут, семь частей.
Следующим пунктом была 9-ая соната Прокофьева. Представляя этот номер, ведущая как бы извинилась заранее, назвав сонату «простой» (на первый взгляд) и «домашней». И даже зачем-то привела цитату композитора Пуленка: «Не люблю Девятую. Мне кажется, это не Прокофьев». А я подумал: «Что-то не везёт мне с Сергей-Сергеичем в последнее время. Опять не то я выбрал, похоже..». Пригорюнился заяц, да делать нечего, не уходить же из зала посреди концерта. Между тем пианист взялся за работу, и, удивительное дело, эта музыка захватила меня с первых же звуков и больше не отпускала. Редко у меня получается так сосредоточиться на немаленьком произведении от начала до конца.
А после антракта звучали «Этюды-картины» Рахманинова, ради которых я и пришёл. Вообще-то слушаю их далеко не в первый раз, в том числе и в концертном зале. Но никогда раньше этот цикл не оказывал на меня такого воздействия. Я то плакал, то смеялся, то щетинился как Ёж. Почему так? Во-первых, удачно составленная программа умело подвела к кульминации. Ну и конечно, очень важно было исполнение Мирослава Култышева (Санкт-Петербург). Человек совсем не артистичной внешности делал шоу при помощи мимики и поз. Не знаю, сколько в этом было игры на публику, а сколько естественности, да это и не важно. То он принимал необычайно торжественный и гордый вид, то, сгорбившись, зависал над клавиатурой карликом страшным. Шевелил губами, махал рукой и даже, кажется, показывал мне какие-то жесты (сидел я в восьмом ряду, меня узнайте Вы, маэстро). Порой на лице музыканта появлялось выражение изумления, как будто он и сам впервые в жизни услышал эти звуки. В общем, смотреть было не менее интересно, чем слушать. Для памяти отмечу, больше всего понравились этюды №1, 3, 6, 8, 9.
После концерта была долгая, наполненная приключениями дорога домой. Наконец, я добрался до троллейбуса. На соседнем сиденье пухлый молодой человек с длинными немытыми волосами эмоционально рассказывал своей пожилой попутчице об оккультизме и сатанинских обрядах. Она вышла на остановке «Библиотека им. Крапивина», а он поехал дальше. Тут я подсел к этому юноше и тихо сказал: «Слушай. А давай дьявола вызовем?» Он дико посмотрел на меня и отвернулся к окну. Троллейбус приближался к месту моего назначения...
В программе
Бородин. Маленькая сюита
Прокофьев C. Соната № 9
Рахманинов. Этюды-картины, op. 39
Исполнитель
Мирослав Култышев (фортепиано)