ПРОКОФЬЕВ, РЕВУЭЛЬТАС 8/10/23

Oct 09, 2023 19:23


Четвёртую симфонию Прокофьева я уже когда-то слушал в этом зале, причём именно вторую редакцию 1947-го года. Начало я воспринял расслабленно, и больше думал  о Древнем Риме, книгу авторства Мэри Бирд о котором я как раз начал читать перед концертом. Музыка же в первые двадцать минут отторгалась организмом.  Это потому что Малер на позавчерашнем концерте катком проехал по моим мозгам, трудно было перестроится.





Сейчас идёт симфонический форум, выступают оркестры из разных городов. На этот раз играли люди из Челябинска. Ну им недалеко тут, часа четыре ехать на двух автобусах. Оркестр молодой и по составу исполнителей, и по году создания (2019). Но пришёл я послушать не этот прекрасный оркестр, всё равно я их не различаю. Даже интересно, у оркестра бывает свой стиль? Почерк? Для меня, дилетанта, все они примерно одинаковы. А пришёл я послушать (помимо любимого Прокофьева) сюиту мексиканского композитора Сильвестре Ревуэльтаса «Ночь майя».

Из программки я узнал, что это, оказывается, саундтрек к одноименному фильму 1939 года. Ну ладно. Заиграли первую часть, она так и называлась «Ночь майя». Бодро, энергично, но ничего особенного, никакой индейской специфики. Типичная киномузыка, как её делали в прошлом веке. Может стоило всё-таки остаться дома и спокойно готовится к просмотру дерби с Конями? Но дальше было интереснее. Вторая часть под названием «Ночь шумного веселья» имела уже отчётливо латиноамериканский оттенок, дух марьячи витал над залом. На заднем плане появился человек с маракасами, похожий на мексиканца (издалека не видно, но во всяком случае он был смугл и черноволос). Далее лирическая «Ночь Юкатана» с красивым соло кларнета, плавно перешедшая в огненную «Ночь колдовства». Тут в дело яростно вступили перкуссионисты (их было минимум двое, вот они на фото обведены, да ещё обычный ударник, да ещё неизвестно кто, говорю же, далековато сидел), и концерт перерос в настоящую звуковую и ритмическую бурю. Именно тот случай, когда пришлось пожалеть о том, что все вынуждены слушать эту музыку сидя в креслах, и нельзя было выбежать к сцене и двигаться в такт. Люди в восторге были, конечно. А ведь это ещё не всё. Официальный концерт закончился, но был ещё и довольно продолжительный бис с какой-то зажигательной биг-бэндовой темой. Тут уж и музыканты и слушатели пустились во все тяжкие. Дирижёр заводил зал, старушки визжали, остальные слушатели неистово хлопали, музыканты встали и приплясывали, не переставая играть на инструментах, а самые отчаянные граждане всё же выскочили в проход и умудрились выдать несколько безумных па. А я подумал вот о чём: за день до концерта я сходил на познавательную лекцию Ярослава Тимофеева «Искусство слушать. Ритм». Сегодня же мне случайно выпала удача побывать на практическом занятии по этой теме.

Программа концерта

Прокофьев C. Симфония № 4 (2-я редакция)

Ревуэльтас. Сюита «Ночь Майя» для оркестра (премьера в Екатеринбурге)

Иcполнители

Государственный симфонический оркестр Челябинской области

Дирижёр - Абдурахманов Адик

live, прокофьев, jazz, филармония, оркестр

Previous post Next post
Up