тут писала о книгах, которые я собиралась изучить по теме ДО (домашнего обучения) и конкретно анскулинга (свободного обучения):
http://outside-flo.livejournal.com/2083684.html итак, прочитаны:
именно в таком порядке )
"Школа в стиле экшн" - очень понравилась! Автор описывает свою школу, где вместо пассивной передачи информации - заставляют обсуждать, думать, рассуждать; вместо контрольных и зачетов - отчетные фильмы, постановочные исторические сценки, стенгазеты и прочие творческие проекты; вместо 5-бальных оценок - чеклисты заданий; вместо сравнения учеников друг с другом - сравнение ученика с ним-вчерашним. Очень разнообразные формы подачи материала: тут и фильмы, и экскурсии, и конечно практика. Домашние задания - добровольные и на выбор (т.е. по любимому предмету/там). Учитель отталкивается от детских вопросов, т.е. рассказывает то, что ученикам хочется узнать (и не более 15 минут за урок).
Принципиально другие отношения между учениками и учителями - приближающиеся к демократическим школам типа Саммерхил.
Рассказывает и о том, как пришел к этому.
Своим вдохновителем он называет Селестена Френе. А вальдорфское обрзование и Монтессори немного критикует (но больше даже не его, а его реализацию в России).
К слову, в номере ДР про "свободу" очень позабавила сентенция товарищей монтессоривцев (или вальдорфовцев? а, кажется, они сошлись на этом оба), что свобода у ученика должна быть только в том, на какой урок идти, но не в том, идти ли на урок вообще. Какую тюремную робу предпочитаете, синюю или красную? Свобода выбора, чё ))
В общем, прочитав и вдохновившись, думала "ну если в какую-то школу и отдавать, то только к Курбатову в "Ковчег"!". Реклама хорошая, да ;) После поостыла и стала думать, какие идеи можно прихватизировать в домашнее образование. На самом деле много что можно. Чем (имхо) такая школа лучше ДО - есть коллектив (не на словах, а реально), детей реально учат и сталкивают с необходимостью сотрудничать, делить задачу на всех, обсуждать, считаться с чужим мнением. Это в ДО хорошо бы тоже смоделировать. Я вижу такой вариант - клуб домашников, который будет собираться более-менее регулярно и совместно (вначале при деликатной помощи родителей) ставить задачи и решать их. Еще хорошее дело - старшие помогают младшим освоить материал, объясняют (и сами его закрепляют заодно - схема, давно и прочно работающая во многих институтах).
Дальше я взялась за "Как разговаривать с детьми, чтобы они учились". После ШВЭ было забавно читать про такие типично-школьные проблемы. Преодолев могучий скепсис и желание докричаться до героев книги с предложениями отбросить маразмы традиционной школьной системы и построить новую, я все-таки нашла и в этой книге массу полезного ;)
Но к ДО она имеет очень мало отношения, сразу скажу. Проблемы там не в учебе как таковой, а в формальностях типа "не делает ДЗ" (может, ну его к чертям, этого вора детского времени?), "не сидит молча на уроке" (что вообще логично для ребенка) и т.п.
Сейчас у меня уже смазалось немного впечатление, т.к. я сразу прочитала еще одну их книгу "Братья и сестры, как помочь им жить дружно". Там примерно те же принципы и приемы, только для детей помладше и от лица родителей, а не учителей.
В целом, рекомендую всем родителям (да и тем, кто так или иначе работает к детьми) книги Фабер и Мазлиш, они классные! Это же надо умудриться - привнести уважительное человеческое отношение к детям в школьный образовательный процесс ;)
Приемы примерно такие (пересказываю очень грубо, не пытайтесь применять по моему пересказу - лучше читайте оригинал):
- признать право на негативные чувства у ребенка (но не разрушительные действия)
- инициировать обсуждение
- брейн-штурм - записывать все идеи, не оценивая их
- потом обсудить все идеи и равноправно выбрать несколько лучших
- вместо критики, найти за что похвалить
- когда хвалишь - говорить о конкретном поступке, описать его подробно, оставив ребенку (подростку, взрослому) самому выставить себе оценку
- вообще плавно подводить ребенка (подростка, взрослого) к умозаключению, а не навязывать его (что сразу вызывает протест, что характерно)
- вместо нравоучений, приказов - одно из следующего: описать проблему (оставив оппоненту возможность додуматься до решения), описать свои чувства относительно этой проблемы, напомнить одним словом о проблеме (если это не в первый раз. типа "руки", вместо "ну почему же ты никогда не моешь руки после улицы"), написать записку или надпись на доске
- косвенное воздействие (хвалить не напрямую, а при человеке говорить третьему лицу хорошее о нем; не критиковать напрямую, а похвалить другого, кто сделал как надо - последнее рекомендуется для учеников в классе, но категорически не рекомендуется для братьев и сестер!)
и т.д. и т.п.
Приемы действенные! Только надо подобрать, для разных людей, ситуаций и возрастов разное подходит. Причем не только для детей! ;)
вот такие отзывы.
следующим очень хочу изучить "
Если хочешь стать богатым и счастливым, не ходи в школу" ;)