(no subject)

Feb 11, 2012 11:44

последнее время все думаю и думаю об этой системе...
в детстве я думала, что кастовая система - это очень плохо, несправедливо - так нас учили в школе. теперь я узнала, как оно изначально задумывалось, и это - очень мудрая и справедливая система.
кроме того, я ясно увидела подоплеку некоторых своих убеждений, и заново переоценила многих людей, которых я знаю... увидела, что все-таки люди все по-своему хороши ;)

ПРО КАСТОВУЮ СИСТЕМУ, ОТКУДА ВСЕ ПОШЛО, КАК БЫЛО, КАК СТАЛО

ЧЕТЫРЕ ВАРНЫ (КЛАССА) ЗАЧЕМ ОНИ НУЖНЫ?

Прежде всего, давайте разберемся, что такое варна, почему их четыре и чем они различаются . Варны различаются по вритти, способу получения денежных средств. Существует 4 благочестивых способа получения денежных средств, а именно: получение фиксированного вознаграждения за свой труд (зарплаты), получение прибыли, взимание налогов (а также штрафов и таможенных пошлин) и получение пожертвований. Эти четыре способа получения денежных средств соответствуют четырем варнам: шудры, вайшьи, кшатрии и брахманы. При этом определенным варнам соответствуют определенные виды деятельности. Шудры выполняют поручения тех, то их нанял, вайшьи занимаются торговлей и земледелием (при этом самостоятельно определяя свою деятельность), кшатрии являются царями-воинами, брахманы занимаются деятельностью, связанной с Богом, проявляющимся как божества, жертвенный огонь, ведическое знание (они могут быть священнослужителями, аюрведическими врачами, астрологами и т.д).

Представители различных варн обладают различными личностными качествами, порождаемыми их собственной природой и естественным образом обладают различными жизненными ценностями. Жизненный интерес шудры составляет стабильность и защищенность, вайшьи - богатство, кшатрия - власть, брахмана - знание. Ниже приводится описание качеств представителей различных сословий, данное в Шримад Бхагаватам (7.11.21-24):

21. Признаки брахмана - это владение умом, владение чувствами, аскетичность, чистота, удовлетворенность, незлопамятность, бесхитростность, знание, милосердие, правдивость и полная преданность Верховной Личности Бога.

22. Воинская доблесть, непобедимость, выдержка, сила, щедрость, воздержанность, умение прощать, преданность брахманам, неистощимая жизнерадостность и правдивость - таковы признаки кшатрия.

23. Преданность полубогам, духовному учителю и Верховному Господу, Вишну; стремление самосовершенствоваться в выполнении религиозных обязанностей, обеспечении материального благополучия и удовлетворении чувств; вера в слова духовного учителя и священных писаний, а также умение и неизменное желание зарабатывать деньги - таковы признаки вайшьи.

24. Почитание представителей высших сословий [брахманов, кшатриев и вайшьев], безукоризненная чистоплотность, отсутствие лицемерия, преданность своему господину, совершение жертвоприношений без произнесения мантр, отсутствие склонности к воровству, правдивость и стремление всячески защищать коров и брахманов - таковы признаки шудры.

Ум представителя каждой из варн будет спокоен, столкнувшись с любым из аспектов деятельности в рамках своей варны и будет испытывать беспокойство, столкнувшись с аспектами деятельности в рамках чужой. Например, кшатрий не испытывает никакого беспокойства от того, что ему при выполнении профессиональных обязанностей приходится рисковать жизнью. “О Партха, счастливы те кшатрии, которым неожиданно выпадает на долю возможность сражаться, открывая перед ними райские врата” (Бхагавад-Гита 2.32). Однако шудра или вайшья пришли бы в смятение и сильно страдали бы, если им пришлось бы сражаться с оружием в руках. Кшатрий, в свою очередь, страдал бы неимоверно, если бы нанялся в услужение кому-либо.

Нахождение в своей варне и выполнение _своих_ обязанностей позволяет подняться до уровня саттвы, благости, в то время как исполняющий чужие обязанности будет вынужден оставаться в более низких гунах. А из невежества и страсти невозможно “шагнуть” в трансцендентное, это можно сделать лишь из благости. Поэтому исполнение своих обязанностей в рамках варнашрама дхармы чрезвычайно важно для искреннего преданного. К сожалению, среди некоторых преданных ИССКОН распространено мнение, что нам это все не нужно. Точнее два мнения: 1. сейчас Кали Юга и мы все хуже шудр 2. мы вайшнавы и мы все выше брахманов. У меня есть любимая цитата Шрилы Прабхупады на этот счет (Шримад Бхагаватам, 7.11.21, комментарий): “В нынешнюю эпоху, в век Кали, почти все люди шудры (калау шудра самбхавах); сейчас очень трудно найти настоящего брахмана, кшатрия или вайшью. Хотя члены Движения сознания Кришны - брахманы и вайшнавы, это Движение пытается восстановить дайви-варнашраму, ибо без такого устройства общества о мире и процветании не может быть и речи”.

Чем деление на касты отличается от деления на варны?

Если очень коротко изложить суть вопроса, то можно сказать, что кастовая система является продуктом вырождения системы деления общества на варны.

Шрила Прабхупада пишет в книге ”Свет Бхагаваты”:

“Поэтому, во всех четырех укладах и четырех видах социального деления сутью является преданное служение. Без этой связи регулирующие принципы варн и ашрамов становятся обузой, и что и произошло в век Кали. Когда регулирующие принципы не имеют цели, варны становятся кастовой системой, а ашрамы становятся бизнесом для различных дельцов.”

Кастовая система подразумевает получение статуса брахмана, кшатрия или вайшьи по рождению, а не по качествам (как это должно быть в системе варн). Подобно тому, как сын профессора не обязательно профессор, сын представителя одной их трех высших варн не обязательно принадлежит к этой варне.

В заключении хотелось бы привести слова Господа Капиладевы (воплощения Кришны), где Он говорит о важности исполнения обязанностей своей варны для идущих путем преданного служения (Шримад Бхагаватам, 3.28.2):

“Следует стараться как можно лучше исполнять предписанные обязанности и не браться за исполнение чужих обязанностей. Следует довольствоваться тем доходом, который приходит по милости Господа, и поклоняться лотосным стопам духовного учителя.”

Фрагмент комментария:

“Первое, что рекомендуется в данном стихе, - это сва-дхармачаранам. Пока мы находимся в материальном теле, у нас есть определенные обязанности, которые мы должны выполнять. Эти обязанности разнятся в зависимости от того, к какому сословию принадлежит человек: сословию брахманов, кшатриев, вайшьев или шудр. Обязанности членов каждого из этих сословий определены в шастрах, и в частности в "Бхагавад-гите". Слова сва-дхармачаранам значат, что человек должен честно и добросовестно исполнять обязанности того сословия, к которому принадлежит. Не следует браться за выполнение чужих обязанностей. Если человек принадлежит к какой-то социальной группе, он должен исполнять обязанности, предписанные ее членам. Но если ему удалось осознать свою духовную природу и тем самым выйти за рамки сословных ограничений, то его сва-дхарма, долг, заключается только в служении Верховной Личности Бога. Единственный долг того, кто развил в себе сознание Кришны, - это служить Господу. До тех пор пока человек сохраняет телесные представления о жизни, он должен действовать, исполняя обязанности, соответствующие его положению в обществе, но у того, кто поднялся на духовный уровень, остается только одна обязанность - служить Верховному Господу; в этом заключается его сва-дхарма.”

Таким образом, покуда преданный не осознал свою духовную природу (а лишь стремится к этому), исполнение обязанностей своей варны является для него весьма важным.
КАК ПОЯВИЛАСЬ КАСТОВАЯ СИСТЕМА В ИНДИИ
Кастовая система (джатибхеда) появилась в Индии в средние века, возникнув как реакция на экспансию мусульман. Дабы избежать «размывания» традиционной ведической культуры культурой мусульманской, индуистское общество было объявлено

Очень сложно определить к какой касте мы - люди запада относимся. Каста и варна - не одно и тоже. Сейчас в Индии доминирует кастовая система, не имеющая никакого отношения к идее веда-брахматвы. Одно от другого полностью отличается. Варна - это психологическое деление людей, каста же (џāти) - физическая классификация. Согласно кастовой системе, сын брахмана тоже брахман, сын щудра тоже щудра. Это физическое разделение. Варна же, совсем иное - это душа. У џӣва есть другое название - это варна. Также, варна это цвет, окрас ума - это природа. Четыре психологических вида џӣв - это варна. Система варн всегда отличалась от системы каст. Саттвика - естество одного из четырёх видов. Мадхва сказал: «свабхавико брахманадихи самадйедехо видйате», самоконтроль, прямолинейность - тот, кто обладает этими качествами, тот брахман, хотя по рождению может и не быть им. В Махāбхāрате говорится: «на ваи щудра упавишйате, брахмана на ча пурна брахмана...» - тот, для кого эти качества естественны, тот не щудра. У кого их нет, тот не брахман. Саттва - качество брахматвы, тот кто саттвик, тот брахман. Те или иные качества - естество души и ума. Для кого естество саттва, тот брахман, хотя рождён может быть щудром, ваишием или кшатрием. Самоконтроль, вера в Бога и др. - качества саттвичные и их обладатель считается брахманом.

В упаниш̣адах есть история о том, как мальчик Сатчитбрахман хотел пойти учиться в гурукул. Учитель спросил о его родственниках, о семье, каков их род. Мальчик не знал и вернувшись домой, спросил свою мать, как зовут его отца, кто его отец, каков их кулам-род. Мать ответила: «Я работала в нескольких домах, кто твой отец я не знаю. Ты Сатчитбрахман, я Џавалā, а ты мой сын - сын Џавалы». Мальчик вновь пришёл в гурукул и сказал учителю: «моя мать не знает, кто мой отец. Я Сатчитбрахман, моя мать Џавалā, а я сын Џавалы».
Гуруджи сказал: «О! Это качества брахмана - прямолинейность, честность. Я инициирую тебя и буду учить».

Это природа. Внутренняя природа. Качества личности, внутренние. Система џāти есть только в Индии, нигде больше. Чатурварнйа же есть везде, где есть люди, во всех странах без исключения. Неправильное представление современных учёных о џāти и варне привело к тому, что они назвали систему џāти системой варн. Варна имеет отношение к внутренней природе человека, к психологическому типу ума и мышлению.

В прошлом качества человека показывали кто он. Сейчас положение изменилось. Люди воспринимают принадлежность человека к какому-либо гуновому положению лишь на основе рождения. Сын брахмана считается обладателем саттвика-гун и поэтому он брахман. Нынешняя система подразумевает, что родившись в семье брахмана, мальчик автоматически наследует умственные и генетические способности родителей-брахманов и на этом основании считается также брахманом, унаследовавшим саттвика-гун. Но, такое положение вещей не было постоянным и первоначальным.

Варна - это наличие тех или иных качеств у человека. Качества брахмана определяют брахматву. Если человек рождён в семье брахмана, но не обладает качествами брахмана - он не брахман. Такова первоначальная система. В конечном итоге, общество решало какого варна человек, учитывая его качества. Это просто и естественно. Сын брахмана с большей вероятностью следовал уровню жизни и мышления брахмана, так как, умственные способности на генетическом уровне будут скорее всего унаследованы им.

Сегодня уже сложно изменить систему. Система варн в соответствии с щастрами более не существует. Точнее сказать, принадлежность человека к тому или иному варну больше не рассматривается на основе щастр. Кастовая система, система џāти принята в обществе как стандарт. Варна, утверждённый Пурāн̣ами и
Ведом, больше не принимается. Люди не принимают Пурāн̣ы и Вед как авторитет. Общество не рассматривает принадлежность к тому или иному варну, основываясь на качествах человека.

Положение человека в системе варнашрамы зависит от того, как на него влияют гуны природы. Преобладающая в человеке гуна понуждает его к определенному образу действий. Тот, в ком преобладает гуна благости, будет действовать как подобает брахману. Тот, в ком преобладает гуна страсти, ведет себя как кшатрия. Если человек находится под преобладающим влиянием гун страсти и невежества, он будет действовать как вайшья - крши го-ракшйа-ваниджйам - будет оберегать коров, заниматься земледелием, торговать и давать деньги в рост. Кто находится во власти гуны невежества, тот шудра. Шудры обычно работают по найму и служат представителям высших варн . Калау шудра-самбхавах. В Кали-югу все рождаются шудрами. В этот век нет настоящих брахманов и кшатриев. Есть только вайшьи и шудры. Поэтому Шрила Прабхупада говорил: «Мы воспитываем брахманов. Брахманы - голова общества, его самая разумная часть. Лишенное головы, тело ни на что не годится».

«Бхагавад-гите» (4.13) Кришна говорит: чатур-варнйам майа срштам гуна-карма-вибхагашах. Шрила Прабхупада указывает: «Если сын брахмана сам не брахман, его следует называть кшатрией, ваишьей или шудрой, соответственно его качествам. Принадлежность к той или иной варне определяют не по рождению, а по качествам и поступкам человека ».

(с) http://vk.com/wall2074759_1166

Веды, Индия

Previous post Next post
Up