Концепцию архетипов разработал Карл Густав Юнг. Он
рассматривал их как образные схемы (образцы, модели) инстинктивного поведения,
содержащиеся в коллективном бессознательном. Эти схемы
не индивидуальны, они более или менее подобным образом
обусловливают реакции множества людей.
В этой книге Джин Шинода Болен описывает архетипы, действующие в
женских душах.
Она классифицировала этих богинь следующим образом:
богини-девственницы, уязвимые богини и алхимическая богиня.
В первую из описанных здесь групп входят
богини-девственницы: Артемида, Афина и Гестия.
Артемида (у римлян - Диана) - богиня охоты и
Луны. Владения Артемиды - дикая местность. Она -
не знающий промаха стрелок и покровительница диких животных.
Афина (у римлян - Минерва) - богиня мудрости и
ремесел, покровительница названного в ее честь города. Она
также покровительствует многочисленным героям. Афину обычно
изображали одетой в доспехи, поскольку она была известна
еще и как превосходный военный стратег.
Гестия, богиня домашнего очага (у римлян - Веста),
из всех олимпийцев наименее известна. Символом этой богини
был огонь, пылавший в очагах домов и в храмах.
Богини-девственницы - воплощение женской
независимости. В отличие от других небожителей они не
склонны к любви. Эмоциональные привязанности не отвлекают
их от того, что они считают важным. Они не страдают от
неразделенной любви. Как архетипы, они являются выражением
потребности женщин в самостоятельности и сосредоточении на значимых
для них целях. Артемида и Афина олицетворяют
целеустремленность и логическое мышление, и потому их
архетип ориентирован на достижения. Гестия - архетип
интроверсии, внимания, направленного во внутренние глубины,
в духовный центр женской личности. Эти три архетипа
расширяют наши представления о таких женских качествах, как
компетентность и самодостаточность. Они присущи женщинам,
которые активно стремятся к собственным целям.
Вторую группу составляют уязвимые богини -
Гера, Деметра и Персефона. Гера (у римлян - Юнона)
- богиня брака. Она - жена Зевса, верховного бога
Олимпа. Деметра (у римлян - Церера) - богиня
плодородия и земледелия. В мифах особое значение придается
Деметре в роли матери. Персефона (у римлян -
Прозерпина) - дочь Деметры. Греки также называли ее
Корой - "девушкой".
Эти три богини представляют традиционные роли жены,
матери и дочери. Как архетипы, они ориентированы на
взаимоотношения, обеспечивающие переживания целостности и
благополучия, иначе говоря, на значимую связь. Они
выражают потребность женщин в прочных связях и
привязанности. Эти богини подстраиваются к другим и потому
уязвимы. Они страдают. Их насиловали, похищали,
подавляли и унижали боги-мужчины. Когда разрушались их
привязанности и они чувствовали себя оскорбленными в своих
чувствах, у них проявлялись симптомы, подобные симптомам
психических расстройств обычных людей. И каждая из них в
конце концов преодолевает свои страдания. Их истории дают
возможность женщинам понять природу собственных
психоэмоциональных реакций на потери и найти в себе силы
справиться с душевной болью.
Афродита, богиня любви и красоты (у римлян -
Венера) - прекраснейшая и неотразимая алхимическая
богиня. Она - единственная, кто подпадает под
третью категорию. У нее было много романов и, как их
результат, множество отпрысков. Афродита - воплощение
эротического притяжения, сладострастия, сексуальности и
стремления к новой жизни. Она вступает в любовные связи по
собственному выбору и никогда не оказывается в роли жертвы.
Таким образом, она сочетает самостоятельность богинь-девственниц
и близость в отношениях, свойственную уязвимым
богиням. Ее сознание одновременно и сосредоточенно, и
восприимчиво. Афродита допускает отношения, которые равным
образом затрагивают и ее, и предмет ее увлечений. Архетип
Афродиты побуждает женщин искать во взаимоотношениях скорее
интенсивности, чем постоянства, ценить творческий процесс и
быть открытой для изменений и обновления.
Вот пример: влияние какой богини преобладает, когда
женщина возится на кухне или занимается домашней уборкой? Решается это простой проверкой - тем, как
женщина готовит, и поддерживает ли она чистоту в доме, если
муж на недельку уезжает. Когда "Гера"* или "Афродита"
ужинает в одиночестве, это, скорее всего, грустное и жалкое
зрелище: что-нибудь вроде магазинного "домашнего творога".
Когда такая женщина одна, сойдет все, что найдется в буфете
или холодильнике, - какой контраст по сравнению с теми
изысканными и сложными блюдами, которые она обычно готовит
мужу! Она ведь и готовит только для него: то, что любит он,
а не она сама, поскольку она либо "славная женушка, умеющая
вкусно готовить" (Гера), либо заботливая мамочка (Деметра),
либо угодливая супруга (Персефона), либо соблазняющая
возлюбленная (Афродита).Однако если в ее характере господствует Гестия, женщина
даже в одиночестве накроет стол и устроит себе шикарный
ужин - а в доме будет царить привычный порядок. Если
мотивация домашней работы определяется архетипом других
богинь, женщина, вероятнее всего, будет жить в полном
беспорядке вплоть до возвращения мужа. Но "Гестия"
непременно поставит в вазу свежие цветы, даже если муж их
не увидит. Ее квартира или дом всегда будут уютными, потому
что здесь живет она - а не потому, что ей
хочется перед кем-то покрасоваться.
(c)
Архетипы богинь - Соционика - я.ру