«Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон. Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати» Гал.5:3-4.
Люди склонны создавать каждый свое «обрезание» - то, благодаря чему Бог нас должен принять. Мы пытаемся оправдаться перед Богом своими хорошими поступками, прикладываем все усилия, чтобы Бог оценил! В конце концов, мы должны заслужить свое спасение. Или, если не заслужить, то хотя бы попытаться оплатить полученный дар. Попытка угодить святому Богу своими делами еще не помогла ни одному человеку. Но наша плоть упорно отказывается принимать Его благодать. Нас так и тянет к закону…
Условно законничество можно разделить на 2 категории: моральное и религиозное. Первые пытаются оправдаться своим хорошим поведением. Есть даже шутка про 3 заповеди баптиста: не пить, не курить, не ругаться матом. Если будешь их исполнять, то все будет хорошо и Бог пустит тебя на небеса. Однако Ему не нужны наши попытки исправить себя, поскольку человек никогда не дотянет до Божественного стандарта святости. Такая вера утопична. Вторые пытаются оправдаться исполнением ритуалов и религиозных обязанностей. Они все свое упование возлагают не на Христа, а на правильное выполнение ритуалов. Крещение, конфирмация или миропомазание, посещение церкви по воскресеньям или хотя бы на праздники, регулярная исповедь и причащение, милостыня, пост и, в конце концов, отпевание. Такие люди как бы говорят: «я спасен потому, что я делаю это и это». Библия же говорит, что мы спасены не потому, что бросили пить, и ходим каждое воскресенье в церковь, а потому, что верим в искупительную жертву Иисуса Христа!
Пожалуй, наиболее известной жертвой религии был Мартин Лютер. Он готов был совершить все возможное, чтобы обрести спасение, поэтому ушел в монахи. Монашество представляло прекрасную возможность для самоотречения. Он страстно хотел быть чистым, поэтому часами исповедовался своему духовнику в мельчайших грехах. В молитвах и частых постах пытался найти успокоение души. Когда же удавалось выполнить свои обязанности, Мартин гордился своей святостью: «сегодня я не сделал ничего дурного». Однако сразу же появлялись мысли «Достаточно ли я постился?» или «Достаточно ли я беден?». Позже была поездка в Рим - тогдашний центр святых. Бесчисленные мессы, молитвы, посещение «святых» мест, исповеди и поклонение мощам великих святых только усугубили разочарование. Последняя попытка - подняться на коленях по лестнице Пилата, повторяя «Отче наш» и целуя каждую ступеньку, не принесла ожидаемого результата. Если бы только можно было заслужить спасение, то Лютер обязательно сделал бы это! Лишь спустя годы к нему пришло понимание, что же на самом деле значит «праведный верою жив будет». В жизнь Лютера ворвалась благодать и жизнь. Началась реформация его собственной жизни, которая впоследствии затронула католическую церковь.
С тех пор прошло 500 лет, и церковь постепенно возвращается к старой убийственной религии. У нас нет лестницы Пилата, индульгенций и мощей святых. Наше обрезание - «правильная» одежда, высокая моральность, регулярное посещение церковных мероприятий, молитва перед едой, особый язык, служение в хоре и чтение Библии. Религия составляет список правил и законов, исполнение которых дает уверенность в примирении с Богом. У тебя «все нормально» до тех пор, пока ты четко исполняешь предписания закона. Но что будет тогда, когда не удастся все выполнять? Ложная безопасность будет поколеблена и, возможно, разрушена.
К огромному сожалению, верующие люди, познавшие благодать, могут возвращаться к законническому образу жизни. После покаяния проходит время, свобода уже не так ярко ощущается. Ты узнаешь, что нужно читать Библию каждый день, посещать домашнюю группу и молитвенные собрания, обязательно участвовать в служении и т.д. Постепенно ты отходишь от благодати в сторону закона: появляется вера, что ты сам можешь получить одобрение Бога и Его принятие. Ты чувствуешь себя уверенно в «хороший» день - когда провел достаточно времени в молитве и Слове утром. Бог обязательно должен тебя благословить и помочь. Твою жизнь определяют правила и их исполнение, а не Христос. Ты находишь покой своему сердцу только тогда, когда все исполнил. Если ты что-то не доделал, начинает мучать страх, что Бог будет недоволен тобой и не благословит.
Слово тем, кто хочет попытаться заслужить спасение: ты должен исполнить ВЕСЬ закон. Хочешь попробовать? Вперед! Но знай: делами закона не оправдается никакая плоть. Если бы можно было оправдаться законом, то смерть Христа была бы напрасной. Закон нужен был, чтобы указать на грех и привести людей к Иисусу. Тебе необходимо понять, что святой и праведный Бог никогда не будет доволен тобой! Что бы ты ни делал, этого не хватит. Лишь послушание безгрешного Божьего Сына угодно Господу. И только верой можно угодить Ему, как сказано «поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность» (Быт.15:6). Необходимо признать свою беспомощность в деле спасения, перенести упование с себя на Христа, отречься от собственной праведности ради Христовой праведности. Это единственное условие для спасения. «Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона» (Рим.3:28). Лишь после полного разочарования в себе придет очарование Христом…Лишь потеряв себя, ты сможешь найти Христа…