К старому вопросу: чем отличаются эротика и порнография?

May 03, 2011 05:32

К дискуссии http://jane-club.livejournal.com/128439.html

Мы все интуитивно понимаем, что эротика и порнография - не одно и то же, и с относительной уверенностью можем отнести любое произведение (текст, изображение, фильм) к той или другой категории.

Но четко сказать, чем именно они отличаются, не удалось нескольким поколениям экспертов. Это было особенно важно для юристов, когда распространение порнографии попало под запрет закона. С задачей они не справились, и поныне в комментарии к УК РФ говорится: «Для установления порнографического характера материалов или предметов необходимо проводить искусствоведческие экспертизы».

Наиболее распространенные подходы к различению понятий - формальный и функциональный.

Формальный подход говорит: эротика не акцентирует показ гениталий и физиологических особенностей совокупления, а порнография акцентирует. То есть, есть ли сцены совокупления и есть ли «крупные планы»? Но по формальным признакам оказывается, что мы вообще не можем отличить искусство от ремесленной поделки. Картина Гюстава Курбе «Происхождение мира» - порнография или нечто другое? Откровенные рисунки Бёрдсли, Климта, Родена, Пикассо - порнография? А изображение девушки в трусиках автоматически становится эротикой?

Функциональный подход говорит: у порнографии одна цель - вызвать сексуальное возбуждение, а у эротики или совсем нет такой цели или это лишь одна из целей наряду с другими (таких как воспевание красоты человеческого тела и духа, изображение силы страсти и т. п.). Изъян функционального подхода - в общем, тот же, что изъян формального - есть много спорных случаев, о которых можно судить только субъективно, например, существует длинный ряд романов и фильмов, статус которых до сих пор колеблется - то ли это талантливая порнография, то ли смелое исследование особых зон человеческой природы («История глаза» Жоржа Батайя, «Тропик Рака» Генри Миллера, «Дельта Венеры» Анаис Нин, «История О» Доминик Орье, «Империя чувств» Нагисы Осимы и т. д.).

Если подходить к вопросу с точки зрения рецептивной эстетики - направления, изучающего восприятие художественных произведений (рецепция - восприятие), то объективный критерий, разделяющий эротику и порнографию, - это тип разрядки.

И эротика и порнография вызывают сексуальные эмоции, определенное возбуждение. Но в одном случае эти эмоции преобразуются прямо в голове и не стремятся к переходу в действие - это эстетический катарсис; эмоциональное возбуждение при этом переходит в состояния восхищения, смеха, очарованности, грусти, томления или чего-то иного. В другом случае эмоциональное возбуждение требует физиологической разрядки - перехода к сексу или мастурбации.

Афористично это выражено в цитате, которую привела lovingalife: «Эротика - это когда смотришь, и тебе нравится, а порнография - это когда смотришь, и тебе хочется».

Проблема в том, что этот опыт у каждого человека свой. Не на любой порнографический опус мы реагируем эрекцией или увлажнением в интересном месте. А с другой стороны, один и тот же текст, одна и та же картинка может вызывать у людей разные реакции.

Мое поколение выросло в условиях, когда функциональной порнографии не было как класса, ни в каком виде. Поэтому во времена моего детства-отрочества-юности в роли таковой могло выступать все, что угодно: репродукции произведений классического искусства, иллюстрации к Овидию и Мопассану, анатомический атлас и картинки в медицинской энциклопедии, даже просто абстрактные знаки пола на какой-нибудь этикетке от чулок, не говоря уже про фотки симпатичных актрис в «Советском экране» или девушек в журнале «Чехословацкая фотография». Неудивительно, что когда появились первые видеомагнитофоны, невинное молодежное кино вроде «Греческой смоковницы» или «Частных уроков» воспринималось как настоящее порно и зрителями и следственными органами, а те, кто это хранил и показывал, получали приличные сроки - до 4-7 лет.

Сейчас виден противоположный эффект - перепроизводство порнографических «стимулов»; конкуренция в изобретательности, в техническом и эстетическом уровне настолько велика, что «рядовая» порнуха уже не «достает».

Так вот, если от вопроса «где граница между эротикой и порнографией?» перейти к вопросу «почему эту границу так трудно формализовать?», то причин, как мне представляется, три.

Первая - у людей разный опыт порнографического воображения. Для ханжи всё неприлично, как в лимерике про даму из Итона, которая так деликатно воспитана, что ее даже рюмки голая ножка беспокоит немножко.

Вторая - интерес искусства к теме сексуальности. У Джойса, Лоуренса, Набокова, Моравиа и мн. мн. др. можно найти как минимум страницы, которые украсили бы любую антологию порнографической литературы. То же и в других искусствах.

Третья - развитие самой порнографии. Профессионализация этой сферы давно сделала ее настоящим искусством. Достигнутое совершенство формы иногда просто ошеломляет. До конца XIX века порнография была маргинальной, утилитарной, низкоквалифицированной спутницей сексуальных утех. На протяжении всего ХХ века она эмансипировалась, а в эпоху интернета стала практикой, на глазах изменяющей человека. А вот к чему все это идет - это уже отдельная Тема.

порнография, эротика и порнография, энциклопедия, эротика

Previous post Next post
Up