Вчера купил себе несколько DVDшек с серьезным кино и вдруг увидел сборку явно мусорных эротических фильмов, среди которых меня остановили названия «Ритуалы в Руасси» и «Возвращение в Руасси». Понятно было, что это какие-то упражнения на тему «Истории О». Не без колебаний и сумлений я эту сборку все же купил.
«История О» («Histoire d’O») - самый знаменитый роман ХХ века на тему BDSM, написанный французской журналисткой и переводчицей Доминик Ори (Dominique Aury; 1907-1998) и выпущенный под псевдонимом «Полин Реаж» (Pauline Réage) в 1954 году; псевдоним был раскрыт более чем 40 лет спустя. Никто никогда не ставил под сомнение, что «История О» - чистая фантазия, однако самые яйцеголовые критики (как Жан Полан и Сьюзен Зоннтаг) признавали, что это и никак не заурядная масскультная порнография. Хельмут Ньютон в «Автобиографии» описал, какое впечатление произвел на него роман и как он повлиял на стиль и темы его фотографий.
В 1975 г. «Историю О» экранизировал Жюст Жекен - автор первой кино-«Эмманюэли» (1974) и «Любовника леди Чаттерли» (1981). Эту очень красивую soft-версию можно назвать «ванильным» исполнением оригинала. Героиню играла Коринн Клери, сценарий написал бог детективного романа Себастьен Жапризо, а главная музыкальная тема фильма (композитора Пьера Башле) - одна из самых чувственных и гипнотических мелодий, какие я знаю (я ее часто мычу:)).
Как-то на ночном канале по телику мне привелось посмотреть «Возвращение в Руасси» - ужасно напыщенный и бестолковый (американский?) опус, в котором героиня стала «мадам О», а ее воспоминания о пребывании в Руасси всплывают где-то на периферии сюжета.
Какой же был сюрприз, что целых три 1,5-часовых фильма в купленной подборке - «Ритуалы в замке Руасси», «Возвращение в Руасси» и «Соблазнение Жаклин» - оказались частями единого сериала «История О», в котором медленно и точно воспроизведен весь сюжет книги. Фамилия режиссера Ron Williams мне ничего не сказала, но из Internet Movie Database выяснилось, что Рон Уильямс - не кто иной, как Эрик Роша (Rochat), продюсер фильма Жекена 1975 г. и постановщик неизвестного мне фильма «История О: Глава 2» (1984) с Сандрой Уэй в главной роли.
Название почему-то на немецком языке: «Geschichte der O», говорят все по-английски, но фильм снят в Испании и все основные актеры - испанцы. Главную роль играет темноволосая Клаудиа Сепеда (Claudia Cepeda) - скорее миловидная, чем канонически красивая. Как актриса она выше всяких похвал (кроме этой играла только небольшие роли в сериалах на рубеже 80-90-х).
Это тоже soft-версия; имитация SM в ней самоочевидна (99,9%, что никто там даже реально не трахается); в то же время многие моменты визуализированы более натуралистично и детально, чем в фильме Жекена.
Весь BD-антураж: цепи, ремни, ошейники, наручники, лебедки - весьма изощренный. Как закрепляются на цепочках описанные в книге анальные расширители - конкретно можно увидеть. Порка в большей степени воссоздается актерской игрой, но умеренно показан и сам процесс, и его следы на теле.
Благодаря протяженности фильма, в нем хорошо и плавно отыгрывается психологический план отношений героев, прежде всего О и Рене. Двусмысленность добровольного принятия О своей невыносимой участи особо не выпячивается, но звучит совершенно отчетливо. («Правда в одном: ты абсолютно свободна. Ты можешь разлюбить меня и уйти, когда хочешь. Но пока ты любишь меня, ты абсолютно несвободна»).
Рене в фильме (Нельсон Фрейтас) кажется даже более интересным персонажем, чем в романе. Сценарий в целом точно следует тексту книги, но кое-что в него добавлено - предыстория знакомства О и Рене на ипподроме, благодаря чему появилась красивая и необычная сцена, где они занимаются любовью, сидя верхом на неоседланной лошади (по кличке «Леди Чаттерли»; жеребца, между прочим, зовут «Маркиз»:)).
(Другие несколько совсем крошечных «предысторий», добавленных в сюжет, - о лесбийских увлечениях отроческих лет О, - тоже крайне милы).
Сэр Стивен (Пауло Рейс) в романе и во всех экранизациях, не исключая этой, представляется мне весьма-таки напыщенным болваном, который надуванием щек пытается скрыть отсутствие воображения. Вносимая им тема, впрочем, ясна: «Твоя ошибка в том, что тебе не удается определить, где любовь, а где повиновение. Ты подчинишься мне, не любя меня и зная, что я не люблю тебя». Погружаясь все глубже в свою, если можно так выразиться, «интенсивную пассивность» нижней, О сама становится агентом сексуального доминирования мужчин, вербуя в новые жертвы свою модель-подружку Жаклин (а дальше - и ее младшую сестру Натали).
Печальной стороной моей счастливой покупки оказалось то, что тремя названными фильмами сериал не исчерпывается. «Соблазнение Жаклин» заканчивается представлением О Анн-Мари. Всего в оригинальной версии сериала 10 серий по 60 мин., то есть здесь примерно половина фильма. (Все остальное на диске, как и следовало ожидать, полное барахло). Если кто-нибудь видел сериал целиком, поделитесь информацией и впечатлениями.
P. S. Диалог мужчины и женщины, который звучит на титрах. В идущих контрапунктом к сюжету кадрах мы видим женщину за письменным столом. Она пишет книгу и время от времени промакает текст пресс-папье (славная докомпьютерная эпоха!):
ОНА: Избавь меня от этих снов, освободи меня, возьми меня, чтобы у меня не осталось даже времени вообразить, что я не верна тебе.
ОН: Твою «Историю О» я нахожу самым страстным посланием, какое только может надеяться когда-либо получить мужчина. Это чудесная сказка для взрослых, прекрасный сон.
ОНА: Это более чем сон. Ты должен понять, любовь это не шутка. Она не совместима со свободой. В ней нет свободы. К черту свободу!
ОН: Ты мечтательница!
ОНА: Любимый, выслушай меня и проживи мои мечты - если осмелишься.
P. P. S. По информации IMDB, кроме того, что перечислено. В 1981 году мотивы романа легли в основу японско-французского фильма Сюдзи Тераямы «Плоды страсти» («Les Fruits de la passion»), где О (Изабель Ильер) и сэр Стивен (Клаус Кински!) находят друг друга в китайском борделе в Шанхае. В 2002 году вышел американский фильм «История О: Сокровенные наслаждения» («The Story of O: Untold Pleasures») режиссера Фила Лирнисса с Даниэль Чиарди в заглавной роли.