Ситуация вокруг ЕУ накалилась до предела. Мои друзья, имеющие отношение к этому славному вузу (а таковых - половина френд-ленты и не менее 10% телефонной книжки), затаили дыхание, ожидая «устранения последних нарушений» правил противопожарной безопасности.
Оно и понятно. Две последних баррикады - Шанинка в Москве и Европейский Университет в Питере. Изоморфные до жути. Похожие друг на друга, как Чук и Гек - пионеры public education. Над этими баррикадами давно уже не свистели пули; в последние годы многим стало понятно, что война за public education проиграна. Победители не потребовали капитуляции от проигравших по чистой случайности. Кто-то заметил: ежели и снесут последние оплоты демократической поствузовской культуры, то не в ходе штурма, а вполне рутинным порядком - расчищая улицы от битого кирпича и рукотворных завалов.
В загустевшем воздухе нашей недоразвитой Öffentlichkeit вопрос о подлинных причинах наезда уже не висит. И правда, какая разница - связаны ли гонения с подготовкой наблюдателей-диссидентов для региональных выборов?
Если ЕУ для того, чтобы выиграть пиар-войну нужно доказывать, что связаны - я сам готов на каждом углу кричать о политических репрессиях. Забудем о том, что для уничтожения нелояльных негосударственных институций обычно используется не пожарная инспекция, а счетная палата или налоговые органы. (Это должны понимать администраторы ЕУ: одна финансовая проверка, как сейчас принято - с пристрастием, и вузу не поможет уже никакая техника безопасности.) Борьбой с пожарной инспекцией никого не мобилизуешь на баррикады. Поэтому лучше мы сейчас всех убедим, что это наказание, ниспосланное свободолюбивому университету за его диссидентские усилия. Если университету это поможет - на информационных фронтах любые метафоры хороши.
Я-то готов. Но эхо этой нашей информационной активности разрушительнее действий пожарной инспекции. Мы ведь сами себя уже убедили, что наезд - наказание за проект с наблюдателями. И теперь, когда я пытаюсь пригласить в Москву своих коллег из БДИПЧ ОБСЕ - прочитать лекцию о практике международного наблюдения - на меня машут руками даже в самых отчаянно демократичных местах. «Тс-с-с! Ты видишь, что случилось с ЕУ?! Хочешь, чтобы это повторилось?»
В общем, поздравляю, друзья! Мы не заметили, как запугали сами себя до полусмерти. Дальше - только полная маргинализация проектов, связанных с гражданской аналитикой и работой в публичной сфере.
Пожарная инспекция и правда оказалась эффективнее налоговой.