Рязанщина. Часть 2. Гусь Железный - Касимов.

Jul 08, 2008 11:20

Часть 1
По дороге мы закупили по 3 литра черники и предвкушали расправу над ней.
В Гусе Железном над домами возвышается огромный готический Троицкий собор, напоминающий формами строение в Быково, только размеры куда больше. Есть версия, что проектировал оба здания Баженов. Мощью своей этот монумент является своего рода Нотр-Дамом. Все входы были закрыты, поэтому не могу рассказать, что там внутри. На площади перед собором бродили молодые козлята, пристающие к прохожим. Особенно приглянулись им голубые Иркины кроссовки.
Рядом видны руины усадьбы "Орлиное гнездо", принадлежавшей промышленникам Баташовым. Личность Андрея Родионовича Баташова, одновременно напоминает исторического влашского воеводу Влада Цепеша, исторического же маршала Жиля де Рец, героев маркиза де Сада и даже Иоанна Грозного. Народная молва приписывает ему немало преступных деяний. Богач, низко заискивающий перед сильными мира сего, он был самодуром со своими подчиненными, беспощадно угнетал, унижал слабых. Он мог отобрать имущество, а то и крестьян у мелкопоместного дворянина, принудить к сожительству чужую жену, просто уничтожить непокорного человека. Про него говорят, что он привлекал к себе беглых каторжан и создавал из них шайки отпетых головорезов, которые могли ограбить и убить на дороге и купца, и простолюдина. От правительственных чиновников, расследовавших, эти преступления, он отделывался большими подачками. Известно, что Андрей Родионович был масоном, к нему приезжали другие члены
ордена. Для подобных целей были секретные помещения в доме.
Уцелел находящийся в аварийном состоянии усадебный дом (по легенде, этот дом выходил одним концом во Владимирскую губернию, а другим в Рязанскую, и поэтому, когда приезжали блюстители закона из Владимира, Баташовы переходили на рязанскую половину, а когда приезжали из Рязани - прятались от закона на владимирской), а также высокая кирпичная стена, которая некогда охватывала всю усадьбу. Эта стена своей мощью не уступала многим крепостным стенам, и подобное сходство не случайно - о зверствах Баташовых, в короткий срок из крестьян ставших сначала промышленниками, а потом дворянами, слагали легенды. Самая мрачная из этих легенд повествует об огромных подземельях, где несколько сотен человек чеканили фальшивую монету. Подземелья якобы были затоплены вместе со всеми рабами, когда над хозяевами нависла опасность. Впрочем, наиболее вероятно, что это не более чем легенда.
Сейчас большая часть стены превратилась в красную труху и на ней растут деревья и земляника.














































Часам к 17 мы прибыли в Касимов и едва успели в музей, располагающийся в старинной мечети. Тетки заболтались и забыли закрыть музей в 16-30, поэтому разрешили подняться на минарет, с которого видно весь городок.
Поселение основано в 1152 году Юрием Долгоруким несколько ниже современного места под названием Городец Мещерский. Служил для охраны границ Владимиро-Суздальского княжества. После татарского нашествия стал центром Мещерского княжества, под управлением крещеных татарских князей, бывшего буферной зоной между Русью и Ордой.
В 1373 году город был разорен войсками Мамая при полном попустительстве московского князя Дмитрия (будущего Донского). Был восстановлен на современном месте. В 1445 году московский князь Василий II (впоследствии Темный) потерпел крупное военное поражение от Золотой Орды (столица которой как раз перед этим была перенесена в Казань) и попал в плен. По условиям мирного соглашения он передал Городец Мещерский в удел казанскому царевичу Касиму. С этого момента до 1681 года существовало Касимовское ханство, а с 1471 года город стал называться Касимов (по-татарски Хан-Керман). Касимовское ханство стало местом компактного поселения татар, переселившихся туда не только из Казани, но и из Крыма и других мест.
От периода касимовского царства в городе сохранилось несколько интересных строений: минарет времен царевича Касима, мечеть, два мавзолея (текии), в мавзолеях погребали татарских царей. А также много православных храмов.
Вообще впечатление от города несколько печальное. Практически все исторические памятники в убогом состоянии. Такие же там и уличные коты и даже некоторые люди. К нам то и дело подходили какие-то упыри, мычащие что-то невразумительное. Много цыган - попрошаек. Одна девка, проходя мимо стала клянчить деньги, а через 5 мин уже пробегала рядом, громко разговаривая по мобиле. Спуски к реке завалены мусором, дороги разбиты. Но в этом есть какой-то свой изюм.
А посколько в субботу город отмечал день молодежи, то все подростки, нарядившись, дружными потоками стекались в центр города. Мы не стали смотреть, как проходит праздник жизни и поспешили убраться в леса, предварительно перекусив в едальне.








































часть 3 следует

фото, каменная архитектура, развалины, путешествия короткие, Рязанская область

Previous post Next post
Up