Фото-школа. Урок №9: Основы композиции - Диагонали.

Mar 02, 2015 21:04

Добрый день, дорогие коллеги!
Сегодня мы продолжаем нашу с Оксаной фото-школу :) Присылайте нам работы по темам, мы всегда рады их рассмотреть и дать совет. Кроме того, если у вас есть идеи, на какие темы вы бы хотели увидеть урок - пишите! И мы постараемся сделать все возможное!

Диагонали.


Этот композиционный прием - один из моих любимых. Именно его можно чаще всего увидеть на моих фотографиях, и не зря! Ничто так не оживит композицию и не добавит ей динамики и выразительности, как введение в кадр диагональных линий. И кроме того, диагонали - это простой, но при этом мощный и эффектный композиционный прием.


Способы образования диагоналей

Диогональ в кaдре может быть образована разными способами.

1.Один предмет и его расположение

Кажется самый очевидный способ - это положить под углом к краю кадра какой-либо предмет. В применении к фуд-фотографии это в певую очередь столовые приборы. А может быть вы украсили свою сервировку свежим цветком, травами или лентами?
Практически любой предмет, имеющий прямые края, может стать диагональю. По диагонали к краю кадра мы можем расположить край тарелки, салфетки, формы для запекания или даже стола.



2. Линии

Диагональ может задавать не только сам предмет, но и линии внутри предмета. Полоски на скатерти или салфетках, расписанные тарелки, даже следы от гриля на мясе или тосте могут стать не самыми явными, но красивыми диагоналями, оживляющими фотографию.



3. Ряд предметов

Для образования диагонали не обязательно иметь предмет с прямой стороной или полосатым рисунком. Диагональ легко можно образовать даже с помощью яблока! Вернее нескольких :) Просто расположите их в ряд и выберите подходящий ракурс. Посмотрите вот на этот пример с суши, я очень люблю такой композиционный прием. Образуется не только приятная глазу диагональ, еще ритм и глубина, которую можно дополнительно обыграть, поэкспериментировав с глубиной резкости - получится чудесная фотография!



Разные углы наклона и количество диагоналей.

Диагонали принято делить по расположению - на диагонали ухода и прихода, и они придают кадру определенное ощущение. Диагональ прихода имеет наивысшую точку в левой части кадра, и постепенно спускается, такая диагональ ведет взгляд зрителя внутрь кадра. Диагональ ухода, наоборот, имеет наивысшую точку в правой части изображения и уводит взгляд за рамку кадра.
Используя тот или иной вид диагонали, фотографии можно придавать особое значение (как вводимого предмета в кадр, так вскоре уходящего предмета), или просто располагать диагональ в соответствии с общей композицией снимка и ощущением автора.


Диагонали приходи и ухода на одном снимке.

Еще один аспект в использовании диагоналей может оказать существенное влияние на итоговое изображение. Это угол, под которым диагональ располагается по отношению к краям кадра.

Принято считать, что наибольший эффект имеет диагональ под углом 45 градусов. Больший или меньший угол снижают динамический эффект. Но это совсем не значит, что диагональ нужно строго располагать только под 45 градусов. Совсем наоборот! Ведь с помощью разных углов мы можем добиться совершенно разного эффекта. Я довольно часто перекладываю предметы под разными углами по нескольку раз, чтобы выбрать тот, который наиболее подходит к снимку и моей задумке.

Если вы используете в кадре несколько диагоналей, они так же могут располагаться под одним углом, то есть параллельно друг другу, или же под разными углами.


Все диагонали под разными углами.

Принято считать, что наибольшую динамику придатут диагонали расположенные под разными углами. Так и есть! Такие диагонали создадут определенное напряжение в кадре, что не может не сказаться на эмоциях зрителя. Они заставят раз за разом проходить взглядом по созданным диагоналям, рассматривая фотографию. Разноугловые и разнонаправленные диагонали помогут направить взгляд зрителя на несколько разных точек изображения, заставят уделить внимания тем деталям, на которые он, возможно, не обратил бы внимания. Конечно, при этом не стоит забывать о замысле фотографии и о главном предмете вашей композиции.

Вот несколько вариантов взаимного расположения непараллельных диагоналей:

1) дианоганли образуют косой крест



2) диагонали образуют "веер"



3) диагонали образуют стрелку



4) диагонали образуют треугольник



С другой стороны параллельные диагонали зададут определенный ритм и также сделают фотографию интересной для более длительного разглядывания. А при внимательном использовании, когда параллельные диагонали будут создавать ощущение ухода вдаль, при подобранной глубине резкости - создадут невероятное ощущение пространства в кадре, глубину. Также стоит сделать выбор в сторону параллельных диагоналей, если в снимке не хватает устойчивости. Возможно, в вашем кадре и так достаточно динамики, или по какой-то причине одна часть фотографии перевешивает, тогда параллельные диагонали исправят положение и придадут статичности, при этом не уменьшая эмоциональной нагрузки.


Параллельные диагонали.

Куда указывает диагональ?

Я уже обмолвилась, что диагонали могут служить для того, чтобы направлять взгляд зрителя. Конечно, невозможно не проследить за таким мощным визуальным элементом. Поэтому нам необходимо обращать внимание, куда указывает диагональ, и куда она ведет взгляд.

Несомненный плюс - если диагональ или указывает, или неявно привлекает взгляд к главному предмету в кадре. Представьте блюдо и вилку опирающуюся кончиком о край тарелки, или ложка, которая лежит в супе.


Все диагонали указывают на горячий шоколад.

Другой вариант очень удачного направления - это углы, то есть диагональ указывающая в один из углов снимка. Такие диагонали становятся логичным началом рассматривания фотографии или его завершением, в зависимости от того, в какой угол диагональ смотрит. По поводу того, в какой последовательности мы рассматриваем изображение есть различные теории, но обобщить их можно общей направленностью слева на право.


Диагональ от угла.

Нужно сказать, что для того, чтобы диагональ указывала куда-либо, совсем не обязательно чтобы линия прямо упиралась в нужный предмет. Предмет, создающий диагональ, вообще может находиться в удалении от смыслового центра изображения - угол и направление заданные диагональю сыграют свою роль, и мы автоматически продолжим линию у себя в голове.

Если же мы используем диагональ не как один из значимых элементов в кадре, например, пара столовых приборов на заднем плане, обращайте внимание, чтобы такой яркий визуальный элемент не уводил взгляд зрителя в сторону от главного предмета в кадре. Использование менее ярких цветов и размытия от небольшой глубины резкости смогут смягчить эффект.

Обсудить:

А как часто вы используете прием диагонали в своих фотографиях? Какие предметы чаще всего выступают у вас в качестве диагоналей? Вы используете одну или множество диагоналей? Задумывались ли вы о том, какой эффект используемые вами диагонали оказывают на снимок и на зрителя?

Домашнее задание:

Конечно же фотографируем диагонали! Я предлагаю вам поэкспериментировать вдоволь: снимайте диагонали образованные разными способами и предметами, диагонали с разными углами, параллельные и не очень, приходящие и уходящие! Обязательно попробуйте направлять взгляд зрителя.

Во время работы не забываем про другие композиционные приемы, расположение предмета в кадре, равновесие, разные углы съемки и выбор объектива. Обязательно помните, что вы снимаете, что главное в кадре.

Разместите фото комментарием первого уровня к этому уроку.

Фото-школа

Previous post Next post
Up