Фото-школа. Урок №7: Несколько предметов в кадре. Целостность мира и равновесие.

Feb 02, 2015 22:05

Сегодня я напишу о двух базовых принципах, которые помогут нам построить фотографию с несколькими элементами. Я уверена, что многие и так руководствуются этими принципами на подсознательном уровне. Потому что основаны они на нашем видении мира, его построении и восприятии.

Фотография, как и любой вид искусства, очень субъективна, и споры о возможности формализации каких-либо законов создания произведения искусства никогда не затихнут. Тем не менее, кажется уместным хотя бы обозначить некоторые принципы, уместное использование которых отличает профессионала от новичка, а сознательное развитие и переосмысление вплоть до нарушения - делает из ремесленника мастера. В сегодняшнем уроке будет очень много абстрактных понятий, таких как целостность изображения, визуальное равновесие и гармония, которые я старательно избегала до сегодняшнего момента, но без них не обойтись.




Равновесие.

Формально-симметричные композиции, уравновешенные по определению, встречаются редко, следовательно, актуальным становится умение уравновесить ассиметричную композицию - сделать так, чтобы элементы картинки не заваливались, не пытались «уехать» за границы кадра и не «придавливали» друг друга визуально. Забегая вперед, отметим, что оперируя равновесием, можно добиться и обратного эффекта - создания или подчеркивания динамики в снимке.

Равновесие на фотографии довольно абстрактное понятие, но из всех сегодняшних тем, наверное наиболее простая. Несмотря на очевидную простоту, я часто встречаю неуравновешенные или перегруженных в верхней части снимка работы.

Я предлагаю вам такой прием, мысленно нарисуйте по нижнему краю фотографии «качели»: планку по длине на всю ширину фотографии, которая центром опирается на пенек, и представьте, завалится ли эта планка на один бок под весом изображенного на каждой половинке фотографии, или покачается-покачается и найдет свое равновесие? Сам пенек не обязательно должен находиться по геометрическому центру фотографии, но по центру композиции (помним, что композиция может быть сдвинута по третям или золотому сечению, а также может иметь негативное пространство.)



Илл. из книги Н.М. Сокольниковой

Внутренних ощущений для этого обычно достаточно. Но если разобраться поподробнее, то вес изображаемых предметов зависит от их размера и цвета. Более темные и крупные предметы выглядят более тяжелыми, чем светлые. Предметы находящиеся вне зоне фокуса или менее насыщенные, кажутся более легкими. Предметы с ярко выраженной текстурой тоже более тяжелые, чем гладкие однотонные.



Композиция и ее геометрический центр, точка отсчета равновесия.

Также стоит помнить, что любая фотография - это отображение мира вокруг нас, поэтому автоматически верхнюю часть фотографии мы воспринимаем, как небо, и нижнюю - как землю. Соответственно, для нас более приятно и естественно, чтобы верхняя часть изображения была менее загружена, чем нижняя, иначе возникает ощущение давления и зажатости, словно что-то нависает сверху. По той же причине, что мы проецируем нашу фотографию на реальный мир, некоторые цвета нам кажутся легче не только из-за их тона и насыщенности, а из-за того, с чем мы привыкли их ассоциировать. То есть желтый и голубой цвета (цвет солнца и неба) всегда будут нам казаться визуально легче, чем красно-коричневые и зеленый (трава и земля) какими бы светлыми оттенками эти цвета не были представлены.

Также имеет смысл расположение предмета. Более тяжелый предмет смещенный ближе к центру «качели» перевешивает ее на свою сторону не так сильно, как если бы он стоял на самом краю. Все точно как в детстве с качелями на игровой площадке, осталось только немного вспомнить ;)



Смещение цетра тяжести в зависимости от расположения разновеликих предметов. Илл. из книги Н.М. Сокольниковой

Посмотрите на композицию с сервировкой стола ниже. Она могла бы быть симметричной - два комплекта блюд и салфетка-раннер находятся ровно по центру кадра. Но справа появились столовые приборы и бокалы для вина, сделав левую часть фотографии чуть более насыщенной - тяжелой. После был добавлен кувшин с зеленью для того чтобы уравновесить правую часть изображения. Но как мы уже готовили, такой более темный зеленый цвет оказался бы слишком тяжелым, и перетянул бы "качели" на себя, если бы не ткань с зеленым узором сзади слева.



Главное в кадре.

Собирая сложную композицию, главное - это главное ;) То есть, очень важно в процессе не забыть про то, что является главным элементом - «героем» кадра. Для достижения целостности композиции важно определить, что будет центром внимания, где он будет располагаться. И сделать так, чтобы несмотря на большое количество окружающих предметов, выбранный вами герой, так и оставался главным в кадре, и взгляд возвращался к нему.

Вот несколько главных моментов:
•Помните то, что я вам рассказывала о ракурсе и эффектах которые он оказывает на изображенные предметы. Выбирайте тот ракурс, который в первую очередь подходит и наиболее выгодно выделит вашего «героя», а не актеров второго плана.
•Не забывайте про правила третей и про золотое сечение. Предметы располагающиеся в визуальных центрах изображения- привлекают к себе больше внимания.
•Внимательно отнеситесь к тому, где у вас располагается фокус, используйте ручные настройки, чтобы точка фокусировки была именно на главном герое, это становится еще более критично, если вы снимаете с маленькой глубиной резкости.
•Постарайтесь, чтобы линии внутри кадра визуально сходились на главном предмете в композиции.
•Подумайте о цветовом решении, будет ли герой выделяться по цвету и яркости?
•В многоплановом изображении, главный предмет может находиться на переднем плане или на среднем, но не на заднем, даже если он будет выделяться по вышеуказанным критериям, это лишь создаст дискомфорт для зрителя (Многоплановые композиции мы еще будем обязательно рассматривать отдельным уроком)




На фотографии выше шоколадные трюфели язляются главным элементом в кадре, они расположены визуальных центрах кадра, ракурс выбран так, что именно они кажутся главными, не смотря на более крупный и выделяющийся предмет позади них. Свет и глубина резкости также подобраны так, чтобы пиала с какао на заднем плане не выделялась.

Целостность изображения.
(связь предметов, физическая и смысловая)

Одним их главных принципов построения изображения с множеством элементов является его целостность. Фотография должна быть единым, неделимым целым. Идеальное состояние композиции фотографии я бы назвала экономическим термином “принципом Паретто”, когда в составленную вами композицию нельзя добавить или убрать из нее ни единого элемента, не нарушив при этом гармонию, равновесие, и общий эффект производимый фотографией.

Изображение должно выглядеть как единое неделимое целое. Предметы помещённые в кадр должны быть связаны между собой как на пространственном, так и на ментальном уровне.

Пространственная или физическая связь:

В большинстве случаев, в фуд-фотографии и натюрмортах, предметы соприкасаются или пересекаются друг с другом. Планы - передний, средний и задний - накладываются, частично совмещаются, образуя непрерывную связь между элементами снимка, а в идеале, создавая определенную траекторию для взгляда зрителя.

Конечно, часто встречаются снимки с композициями, в которых предметы удалены друг от друга на приличное расстояние. В этом случае, на мой взгляд очень сложно получить действительно уравновешенный, приятный для взгляда сюжет. Здесь еще сильнее будет ощущаться необходимость в управлении взглядом зрителя, направляющих и объединяющих элементах. Это может быть фон, цветовые сочетания, ритмичность, или глубина резкости.






"Летний суп". Связь элементов, управление взглядом зрителя, композиционное решение в форме "a".

Обратите внимание на фотографию летнего супа, все элементы композиции так или иначе соприкасаются друг с другом, дополнительную динамику придают доски старого стола, они же помогают вести и направлять взгляд зрителя. В общем, создается наклоненная, но хорошо сбалансированная композиция в форме "a".

Ментальная или психологическая связь предметов заключается в том, что у нас есть определенные ожидания. В зависимости от тематики фотографии мы предполагаем увидеть определенные предметы, связанные с той или иной тематикой. И наличие предметов, выпадающих, несвязанных с этой нашей внутренней картиной могут полностью изменить восприятие. Тем более, если это изображения еды, такого близкой и понятной всем темы!

Что мы обычно ожидаем увидеть на фуд-фотографии? Конечно, в первую очередь это аппетитное блюдо, но что кроме этого? Что мы можем использовать? Какие предметы у нас а голове связаны, относятся или подходят фуд-фотографии?

Конечно, в первую очередь это свежие ингредиенты, столовые приборы, сервировка стола, ткани, любые поверхности, которые предполагают стол, травы, специи. Иногда цветы, как предмет украшения стола. А если мы сфотографируем молоко и селедку? У меня от одной мысли от этого желудок подпрыгнул ))) Или давайте вспомним мою фотографию шоколада (приведена ниже), где печально известный декоративный камешек, так напомнил мыло зрителям, что полностью уничтожил всю аппетитную составляющую фотографии!



Но, конечно, все зависит от ситуации: шоколад и перец? шоколад и соль? клубника и уксус? мороженое и оливковое масло? Почему бы и нет, в современной кулинарии есть рецепты! Так или иначе, все зависит от того, какую историю вы хотите рассказать, но история должна быть, пусть не очевидная, но у вас в голове, без нее, композиция превратиться в набор предметов.

Задание:

Постарайтесь составить наиболее сложную композицию, используя как можно больше элементов. Давайте сделаем чем больше, тем лучше! А мы потом вместе посчитаем ;) НО главное: композиция должна быть целостной, уравновешенной, иметь композиционный центр и главного героя. Разместите фото комментарием первого уровня к этому уроку.

PS: Простите, кому не успела ответить на комментарии в прошлых записях! Обязательно сделаю на этой неделе.

Фото-школа

Previous post Next post
Up