Nov 16, 2013 18:32
В Квебеке сейчас тема номер один - готовящаяся к принятию Charte des valeurs. Я не люблю говорить о политике, потому что в таких случаях почему-то очень часто все рискует вылиться в жуткий срач с людьми, которых ты любишь/безмерно уважаешь и с которыми у тебя до сих пор было полное единодушие. С Брюно, например, мы уже успели на эту тему разругаться, причем на втором витке наших политических дебатов все фразы с обеих сторон начинались с "ты не понимаешь!"
Так что вот я сейчас под свой Bloody Caesar скажу все, что я об этом думаю, - и успокоюсь.
Пункт, который вызывает больше всего споров - это запрет на ношение работниками государственных структур каких бы то ни было религиозные символов, будь то хиджаб, кипа, тюрбан или крестик на шее. Да, и к госудственным структурам в данном случае относятся, кроме всего прочего, и учебные и медицинские заведения.
И я, принявшая эту страну как свою вторую родину, пишущая по-французски грамотнее большинства qébécois pure laine и готовая вместе с ними отстаивать нашу - нашу! - языковую идентичность, я против.
Во-первых, я хочу оставлять за собой право носить крест как символ моей веры тогда и там, где мне хочется, а не прятать его, как если бы это было что-то стыдное. И то же самое право - носить символ своей веры - я готова признать за мусульманками, за иудеями, за индусами. Если никому не мешает женщина, повязавшая на голову декоративную косынку или надевшая юбку в пол, чем кому-то может помешать хиджаб? Только тем, что носящая его женщина вкладывает в него определенный смысл, а не только простое кокетливое желание нарядиться? Кому-то мешает то, о чем она думает и во что она верит? Если я прихожу в больницу за помощью, мне совершенно наплевать, будет врач носить тюрбан или нет, я хочу, чтобы меня вылечили. Всё.
Во-вторых, многие рассматривают это как нежелание интегрироваться. По-моему, к интеграции это не имеет ни малейшего отношения. Почему-то никто не говорит об интеграции некоторых приехавших, - русских, китайцев, да кого угодно еще, - которые годами живут в окружении своих, ходят в свои местечковые магазины, свои парикмахерские и французский знают только в объеме "бонжур" и "мерси". У моего сына воспитательницей была марокканка. У Элианки сейчас - алжирка. Обе - мусульманки, искренне верующие, неукоснительно соблюдающие Рамадан. При этом их не оскорбляет вид наряженных к Рождеству домов, елки и вся эта праздничная шумиха. Они так же ставят елки для детей, дарят им подарки, приглашают к ним Пер Ноэля. Я всегда выбирала для них открытки с нейтральной надписью "с праздниками", без упоминания Рождества, и дарила подарки. И все всегда довольны. Как они, достаточно интегрировались? Только однажды Амина призналась мне, что она очень хотела бы носить хиджаб, но не делает этого, опасаясь, что на это плохо посмотрят родители детей, которые к ней приходят. Это еще одна тема для размышления тем, кто говорит, что эти люди приехали из строгих, а то и попросту тоталитарных стран в страну свободную. И вдруг оказывается, что как раз здесь они несвободны в своих желаниях (которые никому не мешают) и в самовыражении. Парадокс?
В третьих, я не считаю, что учитель, носящий символ своей веры, насаждает тем самым эту веру своим ученикам. Нет, это серьезно? Покажите мне сейчас школьников старше 7 лет, которые будут заглядывать в рот учителю и воспринимать его слова как манну небесную и истину в последней инстанции. Я уж не говорю о том, что учитель, даже открыто носящий крестик на шее, вообще-то будет заниматься с детьми математикой или французским, а не вести богословские беседы. И если воспитательница моего ребенка решит носить хиджаб - это не значит, что ислам тут же коварно просочится в мою семью, чтобы подрывать ее изнутри, это значит только, что моя дочь раньше поймет, что мы все разные, и что чужая вера достойна уважения.
Я против только одного - экстремальных религиозных (или считающихся таковыми) проявлений. Я против полностью закрытых лиц и кирпанов в школах. И против того, чтобы женщина носила хиджаб или никаб только потому, что так решил ее муж или отец, а не по своему собственному решению и убеждению. Но тут, конечно, куда проще запретить и "не пущать" всех скопом, чем разбираться в этих нюансах.
за жисть,
pensée du jour,
здесь вам не тут