Feb 05, 2011 23:08
"Детством своим похвалиться особенно не могу. Наверное, сказалось то, что мать с отцом разошлись. Мой первый отчим, Травушкин Николай Герасимович - выходец из деревни Плетеневка. Работал бухгалтеhом в системе промкоопреации. Был человеком очень музыкальным. Хорошо играл на гитаре и пел (тенор). Это очень нравилось матери, а отец этим не владел. Ко мне относился он нормально, но я его звал "дядя Коля". Жизнь его оборвалась трагические: в 1938 году. в апреле месяце он повесился. Причина, как я уже потом понял, состояла в боязни быть арестованным, так как многие из круга его знакомых в этот период были репрессированы как "враги народа". Так мать осталась одна и дорастила меня до окончания в 1941 году средней школы №5 в г. Калуге.
Встал извечный вопрос родителей, куда дальше. Советовать было некому, хотя мать пыталась это делать. Я решил по-своему, а жизнь это решение утвердила.
В канун Отечественной войны все ребята бредили военными училищами. И я тоже. Самостоятельно направил запрос об условиях приема в Военно-морское училище имени Дзержинского в Ленинграде.
Почему в это училище и почему в морское? В 1937 году летом я был в Ленинграде в гостях у сестры и брата Николая Герасимовича Травушкина. Кстати, сестра эта Вера Герасимовна была частым участником чаепитий в тетки Кати в конце 20-х годов. Оказался там и Николай. Здесь мать с ним и познакомилась. Вот так все переплелось.
Да, в Ленинграде мне очень понравилось Адмиралтейство, где было размещено училище имени Дзержинского. Ну а о форме курсантов и говрить не приходилось.
В июне 1941 года закончилась учеба в школе. стали готовиться к выпуску. Помню, что 17 числа мне было предложено повесткой прибыть в Военкомат. !6 числа я пошел в школу и забрал совй аттестат на всякий случай, если он понадобится в военкомате.
Народу в военкомате было очень много, шла медкомиссия для тех, кто намеревался поступать в военные училища. Было много запасников, которые должны были отправиться на сборы. В общем-то чувствовалось, что должно что-то случиться. Но что? О войне как-то вслух не говорили.
У меня быстро узнали, не передумал ли я поступать в училище и отправили на медкомиссию. После комиссии я получил предписание ехать в Ленинград в училище Фрунзе, но не морское, а военных сообщений. Поезд на Ленинград из Москвы был забит переменным составом, который ехал на сборы в Ленинградский военный округ. В училище я прибыл 20 июня 1941 года. Стали готовиться к экзаменам для поступления. И первый экзамен 22 июня 1941 года - война !!!
Так я и не вернулся домой, а начал долгую жизнь военного человека - офицера.
Пока закончим, на днях буду еще продолжать".
На этом заканчивается первая часть записок дедушки: семь страниц большой общей тетради (96 листов), исписанных на одной стороне каждая. Вернулся дедушка к своим записям только через 10 лет, в 1999 году. Можно сказать, что это уже часть вторая записок. Об этом речь пойдет в следующих заметках этого "живого" журнала.