Ну а теперь, когда я излил на вас, милые мои друзья, порцию занудного ворчания, приступим к самому интересному.
Постараюсь излагать коротенько и только все самое главное.
Поехали?
Про суть феодализма
Самой основой европейского средневековья является феодальная система. И католицизм, конечно. Но про католицизм все и так все знают. Поэтому расскажу про феодализм поподробнее.
Штука в том, что в раннем средневековье Европу завоевали. Сначала раз, потом еще, а потом еще много-много раз. И вот тут-то и скрыт самый главный корень.
Вот есть дикое-дикое племя с железными мечами и отсутствием тормозов в голове. Могут завоевать какую-нить разжиревшую и отупевшую римскую провинцию. Вот и вождь тоже этого хочет. Так что же, по коням?
А с какой стати? Вождю - понятно. А всем остальным ради чего кровь проливать?
Штука как раз в том, что заманухой была доля в добыче, в том числе доля завоеванной земли.
То есть собирает шустрый и бойкий голодранец на поляне своих сородичей и говорит - айда со мной! Все кто со мной пойдут - получат награду. То есть мы все завоюем. а потом я поделю согласно заслугам. Самые ретивые получат самый большой кусок земли.
После этого они идут и завоевывают. И вождь раздает своим соратникам добытую землю. тут, ясное дело, начинаются варианты. Глупые вожди раздавали все и сразу, навсегда. И тогда появлялся целый конгломерат независымых доменов. Большая же часть вождей не шибко хотела расставаться с землей навсегда. То есть пленников и материальные ценности - пожалуйста! Всем сколько угодно. А вот земля - только в ленное держание. То есть владей, потомкам передавай, но признай меня своим синьором и служи по первому моему зову. То есть часто даже налогов и податей впоследствие не брали, а только обязывали предоставить военную помощь.
Потихоньку варвары завоевали всю Европу и начали драться уже между собой, но суть оставалась прежней: Чуть война, так король собирает войско именно с учетом того, что завоеванные земли всем раздадут и какой-нить голодранец запросто станет владельцем нефтегазоносной провинции.
При этом что интересно - в войне далеко не всегда удавалось завоевать новые территории. А расплачиваться землей все равно было надо. Соответственно новые куски либо отнимались от старых, сошедших с дистанции вассалов, либо отрезались от королевского феода.
И еще один момент - каждый синьор точно так же собирал свою дружину - пойдем, дескать со мной и тогда из моей добычи вы получите свой кусок земли. Так вассалы короля заводили своих вассалов, а те заводили своих и так далее. Причем король уже не имел влияния на вассалов своего вассала. Не его это была прерогатива.
Причем заметьте - хозяином на земле всегда был феодал, а не его синьор. Так что при толковом феодале какое-нить графство или герцогство могло набрать своего гонору и отделиться, построить свое государство. так было с Бургундией (она в итоге все-таки проиграла и была вновь поглощена Францией), так было с Португалией - этим удалось сначала удачно плюнуть в лицо королю Лиона и Кастилии, а потом выстроить свое королевство.
Собственно феодальная раздробленность как раз и заключается в том, что земля все больше и больше дробилась. а кроме того, куча сыновей каждого синьора тоже требовали своей доли, он делил ее поровну или не очень и процесс шел все глубже.
Опять-таки феодалы воевали и между собой, деля и переделивая территории.
Собственно из этого понятно, что суть - синьор. Он царь и бог на своей земле. То есть весь домен строится исключительно вокруг его замка и деревень, которые на этот замок пашут. Заметьте - городу в этой схеме места нет. И города действительно долгое время не развивались.
Есть еще одно очень важное следствие этой системы. Суть - завоевали и поделили. То есть мы получаем территорию на которой проживает исконная народность, а аристократия - представители другой народности. Во многом отсюда и проистекает тезис об убогости простонародья и голубой крови аристократов. Они действительно другой крови. Они даже на другом языке говорят.
население Галлии говорило на латыни. Завоеватели - германское племя франков говорили на одном из старогерманских языков. От сплава латыни, кельтского и немецкого получился французский.
население Англии в начале 11-века говорило на саксонском языке - почти немецком. А завоевали их норманны из Нормандии, говорившие по-французски. Еще долгое время народ говорил по-немецки, а правители - по-французски. А потом из сплава немецкого и французского выкристализовался современный английский.
Были и другие примеры - завоевание полабских славян немцами. Лужицкие сербы были завоеваны, хорваты, поморяне почти не оставили следа в немецком языке. Но долгое время в лужицкой марке народ был одной крови, а правители - другой. Только названия городов остались славянские или их переводом - Росток (Росток и есть), Берлин - Берлога, Дрезден - Дроздов, Магдебург (Великий Город) - Велеград (тот же Великий Город) и т.п.
Кстати сказать, не все получали большие наделы. То есть частенько большой вождь созывал маленьких вождей, выдавал им после войны большой кусок земли, они дробили ее между своими военачальниками, а в итоге рядовому воину доставался обычный совершенно кусок, который он сам мог обрабатывать. Зато был свободным. на другие земли приглашались колонисты с родины. Так, собственно, были вытеснены полабские славяне - частично уничтожены, частично поглощены колонистами.
Нечто похожее было во времена испанской Реконкисты - когда завоеванные арабами христианские территории снова завоевывались уже европейцами. то еще было времечко.
Феодалы редко думали об экономическом развитии своих доменов. Чаще рассматривался вопрос о том, как напасть и ограбить соседа. Так что чаще всего приглашенные колонисты не богатели, а все нищали и в итоге превращались в таких же несвободных, как завоеванные местные. И в итоге входили в число крепостных крестьян.
Вторую важнейшую роль играло католичество. Чаще всего рано или поздно король понимал - чтобы удержать такое разнородное государство в руках нужна действенная идеология. И христианство с его постулатом о ничтожестве человека подходило как нельзя лучше. Правда, это не спасло совершенно от раздробленности, но в любом случае уцелела как Франция, а не как конгломерат мелких государств.
благодаря принятию христианства перестала разбойничать Норвегия. норманны поверили в Христа и перестали сеять ужас в Европе. Из могучего и своевольного края Норвегия стала заштатным, зато управляемым государством.
При помощи христианства же Владимир, который Красно Солнышко сделал из гордых, свободных, знающих себе цену славян, людей сильно пьющих, мало желающих и опять-таки управляемых. Чего, собственно и добивался.
В общем, суть в том, что народ становится слабее, а государство крепче (заметьте не страна, а именно государство).
В тех случаях, когда этот процесс развивался по иной схеме получался и результат другой. В частности арабы не раздавали своим соратникам землю. У шейхов и эмиров были другие способы погнать своих соплеменников в бой - ислам позволял им сделать почти бесплатно, просто потому, что они должны. Так что и явления раздробленности мы у них не найдем, степень унитарности арабских государств гораздо выше.
У нас вообще никто никого не завоевывал. Исторически славянское племя приглашало князя для военных задач. Из своей среды или из пришлых - не важно. Суть в том, что князь не был хозяином в полном смысле слова он был наемным менеджером и наемным вышибалой. Если плохо справлялся, его выгоняли вместе с дружиной. То есть тут мы не имеем системы феодальных доменов. Вроде как князь и получал княжество, но не мог его поделить между своей дружиной. Целиком брал, целиком возвращал. ясное дело, что князья боролись с таким народным произволом и потихоньку добивались своего - власти у них было все больше. А итогом этой победы было то, что они делили княжества между своими сыновьями, те сажали на землю своих бояр и так мы получили вроде похожую систему на феодальную. Такую, да не такую. Исторически центром у нас все равно оставался город, не было полной власти феодала над своей землей, не нужно было феодалу защищаться от своих соратников и народа. Потому не нужно было строить и замков.
так что наша страна - это страна городов, так же как Сербия, Черногория и Хорватия.
А вот те страны, которые хлебнули завоеваний по европейскому образцу - Польша, Словакия, Словения, Чехия у них замки есть.
Ясное дело, что третья система - имперская. Тут все гораздо жеще. Военачальник не делит по-честному. Тут выдается жалованье за службу. Вместо полновластного хозяина-наследника домена - сменяемый чиновник. Очень важное отличие.
Устройство замка
Итак, к укладу жизни и замкам-городам.
Суть замка - защита владельца. Причем изначально он строился на земле среди врагов. Причем редко была такая куча денег или ресурсов, чтобы выстроить сразу тех красавцев, которых мы имеем сегодня.
Чаще всего это был большой зал на всю дружину полуземляночного типа, обнесенный вокруг деревянным тыном. И такими замки были века, наверное до 8-9-го.
Потом деньги появлялись и можно было отгрохать что-нибудь понадежнее. Понадежнее, но дороже. Это башня. Донжон. Одна-единственная башня. В подвале - темница и склад еды, на первом этаже живут дружинники, на третьем - хозяин замка. Простенько, тесненько и неудобно, но жить можно. Главное - безопасность. От своих же крестьян и таких же феодалов-соседей. Заметьте, до сих пор целый список английских замков так и называется - [что-то там]-тауер.
Впоследствии замок достраивался и перестраивался, но до самого конца самая главная его часть была донжон. Последний рубеж обороны.
Если феодал богател еще больше, он пристраивал к донжону большой зал и обносил внутренний двор крепостной стеной. Это 10-й-11-й век. В большом зале не столько пировали, сколько жили дружинники. Спали они там. А над головой держали свое оружие - вот вам и традиция развешивать в главных залах оружие на стенах. И опять-таки до сих пор большая часть аглицких дворянских родовых гнезд так и называется - [что-то там]-hall (то есть -зал).
А эту пору большая часть стен были деревянными. Башня оставалось по-прежнему одна - донжон.
после крестовых походов 10-го 11-го века крестоносцы вернулись домой и научились двум вещам - строить замки и немного их штурмовать. Появляются нормальные крепостные стены и надвратные башни, подъемные мосты, захабы. однако артиллерия и порох еще не изобретены, а тактика штурмов примитивна. Фланкирующий огонь еще не актуален, поэтому спокойно строятся круглые стены.
Это уже потом, в 15-м веке изобретается порох и появляется умение замки штурмовать, становится важным иметь возможность простреливать пространство перед стенами. Для этого стены дробятся на прямые участки, а на углах ставятся выступающие башни.
В общей сути, устройство замка таково:
сердце - донжон. там покои хозяина замка, в его подвале самая глубокая темница.
К донжону пристраивается главный зал. В богатых замках к главному залу - главный корпус с покоями и апартаментами. Внутренний двор огораживается стенами, к которым изнутри пристраиваются конюшни, жилища дворни, сеновал, амбар и т.п.
В богатых замках главным корпусом дворы делятся на передний и задний. В переднем - кордегардия и конюшни, на заднем, понятное дело свинарники и коровники, склады и жилища дворни.
Чаще всего замок строится постепенно, так что строится новый двор, вновь окружается стеной и так замок обрастает системой сообщающихся дворов, каждый из которых - рубеж обороны.
Устройство города
Город - особое явление, потому что живет он торговлей. Чаще всего он и возникает вокруг торга.
Есть перевоз. На нем встречаются купцы и, чтобы концы не мотать, сторговываются тут же. Появляется торг - появляются постялые дворы чтобы купцы ночевали, появляются ремесленники, чтобы на месте делать то, что купцам надо. А потом селение собирается с деньгами и обносит себя стеной, чтобы всяких феодал не зарился на их богатство. А потом они собираются еще раз и выкупают или завоевывают себе свободу. Потому что потяное дело - тяжело платить феодалу постоянно большие деньги и иметь проблемы только потому, что находятся они на его земле. Понятно, что и феодалу город на его земле удовольствие сомнительное - под охраной его стен дела ворочаются чаще всего значительные, а вот контроля особого нет. Проще его разрушить, чем иметь такой рассадник вредных явлений.
То есть суть любого города - то самое собрание жителей - магистрат.
магистрат живет в ратуше. причем надо понимать город редко мог иметь на балансе бездельников-чиновников. Так что все должности чаще всего были добровольными и неоплачиваемыми и исполнялись они без отрыва от основных работ.
То есть сапожник мог быть одновременно главным судьей, гончар начальником стражи и т.п. Потом уже, когда город богател нанимались писцы и приказчики.
Хотя опять-таки надо понимать, что чаще всего в магистрате оказывались не простые люди, а старосты. Кончанские старосты, цеховые старшины (цех это объединение ремесленников, защищающих их интересы) и т.п.
В Европе город чаще всего использовал собственные ресурсы для своей защиты. То есть защищался ополчением жителей. Со временем набирались деньги для найма какого-нибудь кондотьера с его бандой. Но чаще всего это плохо заканчивалось для города.
Как правило, опять же, лишней бюрократии не разводили. Здание ратуши было небольшим и каждая служба умещалась за одним столом. Так что городские книги были чаще всего доступны для каждого. В ратуше же был большой зал, где проводились суды и проводилось собрание магистров города.
Повторюсь еще раз - город это самоорганизованное сообщество ремесленников и купцов.
Далеко не всегда город был свободным. Частенько он принадлежал феодалу и был обязан ему платить подати и налоги. Королевские города (принадлежащие лично королю) обычно получали различные привилегии и быть таким городом было выгодно. надо только вести себя хорошо.
Внутри стен на территории города торговать обычно разрешалось только гражданам города. так что чаще всего рядом с городскими стенами возникал новый торг где все перекупалось.
Налоги с каждой сделки ясное дело брать было непросто. потому чаще всего брали либо за ввоз товара на торг либо на вывоз. Порой и то и другое вместе.
Так в Новгороде детинец - тот самый старый город был на одном берегу реки, а торг был на противоположном - на Торговой стороне. то же самое и в Пскове - торговали за пределами стен - в завеличье.
В Москве Кутафья башня это не что иное как таможня на вьезде в город. Ну а про то, что Красная площадь некогда была базаром все и так знают.
на торгу строились новые церкви. рядом с ним селились не граждане города - те же купцы и трактирщики. Появлялись новые ремесленники, товар которых был востребован. Это вот поселение под стенами называется посад. Постепенно посад богател, собирался с деньгами и его тоже обносили стеной. тот же Китай-город в Москве - обнесенный стеной посад.
Частенько посад имел собственный магистрат и здание ратуши. Потом под его стенами возникал новый торг (Старая и Новая площади в Москве), появлялся новый посад и новое кольцо стен и т.п.
Понятное дело, что нечто подобное происходило и с замками. Чаще всего возле замка селились крестьяне и ремесленники, которые обслуживали феодала. Возникал тот же самый посад. Если у феодала дела шли хорошо, посад ширился, появлялись купцы и торг, появлялись ремесленники для обслуживания этих купцов. Потом это дело обносили стеной и вот на месте посада под замком уже торг. надо понимать, что синьориальные города имели совсем другой магистрат. Иногда он был таким же самостоятельным, а частенько занимал подчиненное положение по отношению к синьору и рулили тут частенько наемные чиновники. Хотя по размерам все было чаще всего такое же - каждое ведомство помещалось за одним единственным столом.
в одной ратуше был и стол судьи, и стол начальника стражи (который выполнял больше полицейские функции, чем военные), стол архивариуса, стол таможенника-мытаря и т.п.
В общем-то вольные города, королевские и синьориальные были похожи, каждый боролся за свою независимость, но каждый добивался разных результатов.
особое место всегда занимали церкви. Надо понимать - бедность была такая, что свое жилище чаще всего было убогое и грязное. Благодатная и чистенькая Европа в те времена была грязной выгребной ямой. Помои и мусор выбрасывали прямо на улицу, туда же отправляли содержимое ночных горшков. Никто не ходил у стен, потому что непредсказуемо было из какого окна что свалится. Часто можно увидеть в старинной кладке на улицах старых городов продольно уложенные линии камней. Раньше в этих местах был желоб, по которому стекало дерьмо и помои. теперь все отмыли, желоба потеряли значение и их заделали.
ясное дело - крыс было больше чем людей.
Большая часть народа была тощая и вечно голодная.
ремесленник чаще всего за целый день зарабатывал порядка двух серебрянных монет. не развернешься.
Чаще всего работали там же, где и жили - на первом этаже была мастерская, на втором - жилая комната. Утром на улицу выставлялся стол и ремесленник работал за ним и тут же продавал изделия.
однако на церковь денег не жалели. Церковь это был буквально иной мир. В царстве убогости и грязи это было возвышенное и преисполненное величия здание.
Высота крыша церкви не регулировалась табелью о рангах и могла быть выше всех. (у всех остальных домов свято соблюдалась та самая табель - строить крышу чем крыша более высокого по положению человека было никак нельзя).
Так что поход в церковь это поход в иной мир. более высокий и чистый, нежели убогая реальность.
естественно, церковь была не только домом молитвы, но и клубом, в котором люди общались, решали какие-то вопросы. знакомились и влюблялись.
а если добавить еще те железные тиски, в которых держали народ католические пастыри, жить становилось совершенно невыносимо.
так вот, чтобы народ сбрасывал время от времени пар и существовали карнавалы - короткое время беззакония и ничем не ограниченной свободы. время вывернутого наизнанку мира, в котором было все можно.
про самое важное - торговлю
Феодальная эпоха это время натурального хозяйства. Почти все можно было делать своими руками. Крестьяне сами ткали, выделывали кожу, сколачивали мебель.
надо понимать, что и национальный костюм опирается на те товары, которые естественны в ареале проживания народов - в горах это овчина, в шотландии и шерстяные ткани, Польша и Россия - льняное полотно, соломенные шляпы испанцев и т.п.
То же самое и с домами. Строили из того, что было. В Италии на адриатике - низкие жилища из сланца. Испания - каменные мазанки с деревянными перекрытиями.
В германии дерева больше, камня меньше, строили деревянный каркас из бруса, промежутки забивали мусором и камнем, густо замазывали глиной и вот он - фахверк, те самые немецкие домики с выбеленными стенами и коричневой сеткой бруса.
Фахверковая технология вообще долгое время была самой растространненной для Франции, Англии и центральной Европы. Только Италия с Испанией ее миновали.
Возвращаясь к торговле надо сказать, что та же кожа и гончарное дело, а также кузнечное имеет свою специфику это и есть одни из главных специальностей городов, куда крестьяне возили жратву, чтобы обменять ее на кожу, горшки или железный ножик.
Так что чаще всего в ядре городов можно найти кожевенные, кузнечные, медные и гончарные улицы.
потом уже ткацкие и портные, сапожные и т.п.
Ездить с товаром в таком мире было дело крайне опасное. Так что возили только то, что сулило наибольшую прибыль. то есть уникальные товары.
Например кожу уникальной выделки (тут мировыми лидерами были арабы и турки), особой выделки полотна - лен, шерсть и шелк. меха.
Соль
предметы роскоши - драгоценности, ценные породы дерева и т.п.
И, конечно, специи.
Специи были необходимы как антисептик. Правда и с ними народ жил недолго. Но без них было и вовсе худо. А расти они в европе не расли. Так что везли их издалека и очень задорого.
Поскольку ехать было далеко и очень опасно, купцы чаще всего сбивались в караваны и нанимали охрану. Водили караваны частенько особые люди (у мусульман эта должность называется караван-баши), которые были ценны тем, что частенько знали проблему на всем пути имели знакомцев среди разбойников и могли провести караван с наименьшими потерями.
однако в любом случае охранники караванов - профессия очень нервная и опасная. Крайне непростая. Слабаков там не держали.
Собственно из всей этой системы и проистекает совокупность военных людей тех времен:
синьоры - вояки по рождению и образу жизни, наниматели дружин.
безземельные синьоры-рыцари - младшие дети, которым от отцовского пирога достается только герб. Первые кандидаты на то, чтобы стать дружинником синьора покруче и завоевать себе собственный надел. Ну а если не повезет - собрать свою ватагу и грабить на дорогах
дружинники - зачастую это не только наемники, но и потомственные дружинники, отцы которых служили у этого синьора. В дружине частенько оказывались не только рыцари, но чаще всего и простые свободные люди так или иначе научившиеся владеть оружием и добывшие себе собственную снарягу. Чаще всего единой формы у дружинников не было, каждый вооружался и добывал доспехи себе сам.
рейтары-наемники - те же дружинники, оставшиеся без синьора. свободные люди имеющие оружие и умеющие им владеть. чаще всего именно из них состояли дружины и наемничьи бригады для городов. Чаще всего именно их собирали рыцари чтобы вести в поход. от "вообще людей" отличаются тем, что являются профессиональными военными. чаще всего рейтары как и рыцари - всадники.
надо понимать, что и в охранники караванов порой попадали не просто вооруженные слуги, а именно рейтары. само собой обходилось это гораздо дороже.
Вот, собственно, самая суть.