МАРИУПОЛЬСКИЙ ФОТОАЛЬБОМ
Проект, аналогов которому не было в мире.
ПРОЕКТ «ГЕНЭКСПО» и «АРХИВНОГО ДОЗОРА»
МАРИУПОЛЬСКИЙ ФОТОАЛЬБОМ
ПРЕАМБУЛА ПРОЕКТА
Катастрофические военные действия, которые прошли в Мариуполе и других городах Донбасса, ставят ребром вопрос о сохранении семейных архивов и фотонаследия как важной части истории региона.
Спешно покидая свои дома и квартиры, жители Мариуполя оставляли в своих жилищах то, что является сосредоточением их семейной истории и памяти: переписку, архивные документы, фотоальбомы.
Эта ситуация накладывается на:
- сложную архивную ситуацию, когда часть фондов, которые являются традиционными источниками формирования архивов, находятся в Донецке, часть в Киеве, а часть за время существования украинской администрации Мариуполя в 2014-2022 годах, отправлялась в Архив Донецкой области, подчинённый киевской администрации, в пгт Константиновка.
- сложную правовую ситуацию, когда у каждого фотоальбома, собрания документов, в том числе имеющих безусловную архивную ценность, есть собственник, который может быть жив, а если нет, то есть наследники, определить которых в настоящее время невозможно. Ситуацию усугубляет то, что эти владельцы или наследники могут находится в разных странах.
- сложную эпидемиологическую и санитарную ситуацию - зачастую фотоальбомы, сборы документов могут находиться под завалами домов, рядом с телами людей, которые подверглись разложению. Чаще всего эти документы поражены грибком, влагой, требуют элементарной сушки и обеззараживания, которых часто невозможно провести.
И тем не менее, ситуацию НЕЛЬЗЯ пускать на самотёк. В Мариупольском городском краеведческом музее погибло или пострадало 99% всех фондов музея. По сути, мы говорим о потере памяти целого города, вот почему просветительский проект «ГенЭкспо» и межрегиональная общественная организация «Архивный дозор» начинает проект «Мариупольский фотоальбом», задача которых - соединить все здоровые силы Донбасса для сохранения памяти Мариуполя.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ПАРТНЁРЫ ПРОЕКТА
Исторический факультет ДонГУ
Донецкий краеведческий музей.
Городские власти и администрация г. Мариуполя.
МЧС ДНР и другие
ПРЕДЛАГАЕМАЯ СХЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
На протяжении всего 2022-2023 годов городские власти Мариуполя будут решать следующие вопросы завалов, сноса домов, не подлежащих восстановлению. Перед городскими властями остро стоит вопрос и консервации временно - бесхозного жилья и домов, в зданиях, которые не будут подлежать сносу, но которые частично разрушены, руинированы, заброшены.
Уже в настоящий момент складывается фактический порядок того, кто имеет право/ будет проводить подобные работы.
В то же самое время не оставляет сомнений и тот факт, что часть жителей будут проводить эти работы самостоятельно, осуществлять «субботники» и т. д. Именно поэтому первичной задачей проекта является информирование жителей города и служб, производящих указанные выше работы в том, что фотоальбомы, кипы пожелтевших бумаг- не хлам. Это живая память города.
Информирование служб проходит путем налаживание контакты с представителями и непосредственными главами данных служб. Информирование происходит путем:
- проведения бесед, разъяснения,
- раздачи информационного материала,
- мониторинга сбора материала.
Рано или поздно в Мариуполе и окрестностях будет налажена связь, появятся средства массовой информации, средства информирования городского населения.Многие жители города будут находить на помойках, в завалах фотоальбомы, старые документы, бумаги, россыпь. Необходимо постоянно информировать жителей о том, что делать в таком случае.
В каждом районе города Мариуполя, при пунктах МЧС, как вариант - при библиотеках, которые начнут работу в городе, при городском музее города должны появится пункты приёма найденных фотоальбомов.
При приёме фотоальбома необходимо составлять небольшой, не требующий много времени, акт-этикетку о том, когда и где был найден этот альбом, собрание документов.
В первичных пунктах сбора альбомы и документы сушатся, первично разделяются, считаются, фотографируются. Составляются каталог того, что имеется в наличии в каждом из районных пунктов сбора.
Наиболее ценные, старые альбомы поступают в центральный городской пункт сбора.
А наиболее ценные - в Донскую библиотеку, краеведческий музей или в Государственный архив Донецкой области.
КАК ПРОИСХОДИТ ВОЗВРАТ ДОКУМЕНТОВ И ФОТОАРХИВОВ ЛЮДЯМ?
Всю собранную массу документов предполагается разделить на две основные группы: документы официального характера :
- нотариальные доверенности, действующие паспорта, медицинские документы, документы интимного характера, документы, содерджащие секретные сведения с точки зрения РФ, ЛДНР, Украины - ими проект НЕ занимается и в основной массе документов НЕ рассматривает.
- Основная масса документов : фотоальбомы, россыпи фотографий, документы, грамоты, переписка, письма и т. д. созданные (условно) после 1961 года не требуется сканировать, они проходят поверхностное описание и краткое описание (россыпь фотографий, найденных по адресу такому-то, россыпь грамот, найденных по адресу такому-то). Планируется, что в часы работы библиотеки любой желающий может доказав факт проживания или отношения к данным фотографиям простой, неформальной процедурой, забрать свои фотографии обратно.
- Более усложнённая процедура, предполагающая фиксацию ФИО, паспортных данных и т. д. тех, кто забирает более старые альбомы, содержащих в себе довоенные фотографии , документы, созданные до 1945 года и т. д.
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Идеальная цель проекта состоит в том, чтобы все собранные документы, фотоальбомы вернулись ко своим владельцам или их наследникам. Однако понятно, что такая цель в принципе не достижима.
Реальной целью проекта является попытка спасти как можно большее количество документов, которые несут в себе истории семьи, историю города с попыткой вернуть их в семьи, которые ими владели. Не так важно, чтобы документы попали в руки владельцев, как важно то, что без организации подобного проекта данные документы будут уничтожены, выброшены, перестанут существовать.
ОЦИФРОВКА И СКАНИРОВАНИЕ ДОКУМЕНТОВ.
Сканирование всех документов не планируется. Планируется сканирование только тех фотографий и альбомов, которые созданы до 1945 года, или которые содержат в себе яркие, характерные фотографии, связанные с историей города.
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
2 года.
ЧТО ПЛАНИРУЕТСЯ ДЕЛАТЬ С НЕВОСТРЕБОВАННЫМИ МАТЕРИАЛАМИ.
Осуществив разбор невостребованных материалов, создать фонд «Живая память Мариуполя» на вечном хранении при Городском музее города.
СХЕМА СБОРА МАТЕРИАЛА