Можно подумать,что я третирую только региональные архивы. А вот нет, - вот и пришла очередь моего родного Архива Москвы.
На этот раз я попытался зайти через комитет Культуры Мосгордумы, потому что Мосархив - мастер соскакивать с темы, при получении обращений они присылают ответы, какие они молодцы, как много всего делают и какой я гад. Но никогда по существу.
Сейчас система ответов московских организаций резко упала (в общем, они копируют систему власти Сергея Собянина, которая, при всех его заслугах, в том, что "нечего холопов спрашивать"), так что приходиться крутиться.
Уважаемый Евгений Владимирович,
Обращаюсь к Вам в связи с тем, что непосредственное обращение на имя мэра Москвы приведёт лишь к тому, что мой запрос будет переслан в Мосархив, руководство которого редко даёт ответ по существу, наполняя ответ сведениями о том, как много всего важного и нужного делает Мосархив.
То, что Мосархив делает важную и нужную работу, никто не усомняет. Но я пытаюсь решить конкретную ситуацию
Я имею в виду существование в архиве Москвы так называемого "черного фонда". "Чёрный фонд" (фонд ПФС)- негласное название документов, признанных находящимися в крайне неудовлетворительном физическом состоянии (грибок, слипание страниц, труха, отсутствие переплёта). Они не подлежат ни микрофильмированию, ни сканированию. ПФС расшифровывается как "плохое физическое состояние" документа.
Проблема в том, что в "чёрный фонд" документы попадают только в одном направлении: туда. Существует список дел ПФС, доступный в компьютере в читальном зале архива. Этот список с годами только увеличивается.
Без сомнения, что в системе Мосархива есть и работает реставрационная мастерская. Однако прочитать о а) финансировании этой мастерской б) результатах (точных, с цифрами и шифрами дел за предыдущие годы), в) о планах реставрации - негде. Это "тайна за семью печатями". Но почему?
Проблемы, которые не решаются официально имеют тенденцию к тому, чтобы решаться неофициально, и это тревожно. Увидев, что я получил документ из "черного фонда" ко мне подошёл один из пользователей, лично мне не знакомый, который предложил решить ситуацию, потому что "у него есть кое-какие знакомства".
Давайте предположим, что реставрация многих таких пострадавших дел - это дорогое дело. Но насколько дорогое? Сейчас одобрена и действует программа и федеральных и региональных грантов для НКО, выделяются большие деньги. Я уверен, что многие общественные организации с большим желанием подали бы заявки на гранты с целью вернуть в научный оборот дела из "чёрного фонда", но нет конкретики - нет точной стоимости реставрации таких дел, нет точного описания того, что необходимо сделать. У пользователей складывается ощущение тотальной нерешаемости этой проблемы, а раз нет решения, они обращаются к лично-коррупционным схемам их решения.
Москва- столица России, вопрос о документах "чёрного фонда" архива Москвы - это вопрос не столько архивный, сколько вопрос информационной политики, открытости и прозрачности бюджетных учреждений нашего города.
Приведу конкретный пример - Вы видите бланк заявки на метрическую книгу Московской синагоги с 1917 года. Это дело в "чёрном фонде" с 2014 года. В 2014 году было разбирательство, связанное как раз с этими еврейскими метрическими книгами, то, что было в нормальном состоянии, микрофильмировали, а те дела, которые признаны ПФС - заняли свою скорбную строку в "чёрном списке" - и....?
И что дальше?
Прошу Вас помочь навести порядок в данном вопросе:
а) обнародовать изменения "черного списка" (списка ПФС) по архиву Москвы до 1917 года за последние 5 лет. Сколько дел туда было добавлено и, главное, сколько дел оттуда исключено
б) сколько было выделено на рестврацию дел архиву Москвы (отдел хранения до 1917 года) за последние 5 лет
в) какие конкретно дела отреставрированы и введены в научный оборот
г) где можно увидеть очередь на реставрацию, почему эта информация не представлена на сайте Архивного комитета?
И, главное, почему, если список дел "черного фонда" только растёт, Мосархив не ищет других, альтернативных путей исправления ситуации, а именно: противоречит ли законодательство РФ и города Москвы в данном вопросе тому, чтобы включить в решение проблемы официально оформленные некоммерческие организации (АНО и т.д.)?
С надеждой на Вас,
историк-генеалог, член комиссии по увековечению памяти погибших при защите Отечества
Семёнов Виталий Викторович