5 часть - наиболее смотрибельная из всех, передышка между завтрашними страданиями Сниткиной и приступами игромании Федора Михайловича.
Первая часть серии посвящена любовной линии, вторая - денежной. Но герой хотя бы проявляет себя как писатель во время сочинения "Игрока".
В период между женитьбами Достоевский делал предложение нескольким женщинам. Авторы ожидаемо выбрали Круковскую, поскольку ее сестрой была будущая Софья Ковалевская.
Портит сегодняшний кусок чрезмерная наполненность сериальными актерами. Дурно играют Вилкова, перебегающая из одной молодежной комедии в другую, "юное дарование" Арзамасова, которая скоро будет вещать из утюга. Мадянов предсказуемо изображает очередного мерзавца.
Если Бортко в "Идиоте" тщательно подбирал ансамбль, и большинство ролей исполняли артисты с репутацией серьезных профессионалов, то продюсеры "Достоевского" подошли к кастингу второстепенных персонажей поверхностно, перетащив часть исполнителей из "Попа", часть из сериалов.
В прошлой серии творческий процесс был представлен примитивно, сегодня авторы таким же манером изображают интеллектуальную жизнь. Мыслители охмуряют каждую новую даму сердца исключительно в библиотеке. Исследователи моральных вопросов поучают подвернувшуюся под руку молодежь.
Софья Круковская - будущий математик. Следовательно, даже на прогулке решает задачи, и в любом разговоре обязательно старается упомянуть о своем увлечении.
Думается, что в представлении авторов Перельман, идя в магазин за кефиром, берет мел, периодически останавливается и чертит формулы на асфальте.
Также замечу, что режиссер и сценарист до начала работы над фильмом были знакомы с трудами только одного мыслителя, а именно, Владимира Ильича Ленина. Поэтому в том, как Достоевский пьет чай, в его интонациях и наклоне во время разговора на общественно-политические темы сквозит товарищ Ульянов. Невольно ждешь момента, когда он вытянет руку и выскажется о судьбе пролетариата.
Если нужда прижмет, Хотиненко, кое-что подправив, сможет переформатировать сериал в биографию Ульянова-Ленина. Ильич сидел в тюрьме, был в ссылках, библиотеки тоже посещал, за границей жил. А Достоевского - Суслову можно переозвучить в Ленина-Арманд. ))
Вот высказывание Дмитрия Быкова, с которым не могу не согласиться:
"Художнику должно быть свойственно смирение особого рода - он должен понимать потолок своих возможностей. Хотиненко - хороший режиссер, Миронов - хороший артист; наверное, и Чулпан Хаматова очень талантлива. Но надо понимать, что ни наше время - достаточно мелкое и пошлое, ни предыдущие работы этих художников не дают ни малейших оснований надеяться, что у них получится шедевр. Хотиненко, судя по «Попу», находится не в лучшей творческой форме. Хотя в 90-е годы делал шедевр за шедевром. Но Достоевский даже для него раннего был бы темой слишком масштабной. Сегодня в России нет режиссеров для этой задачи. Тут велик шанс отвадить от Достоевского надолго".
P.S. Завтра 2 окончательные серии идут подряд. Больше одного часа вытерпеть сериал трудно, поэтому досмотреть не обещаю.