Уильям Гилберт и Артур Салливан - творческий союз либреттиста и композитора второй половины XIX в. Тандем создал 14 оперетт, чрезвычайно популярных на родине и малоизвестных в России. Если немецкие сочинители были внимательны к деталям, более или менее правдоподобны и выдвигали в центр любовную историю, то Г&С потчевали зрителей вампукой, дурацкими историями на грани абсурда. Оперетты отличаются простыми и легко запоминающимися рифмами, мелодиями, пригодными для напевания и домашнего музицирования.
Шотландская опера не стала менять пространственно-временные характеристики действия. Создатели слегка поиграли с текстами, добавив немного злободневности. Маленькая сцена театра с трудом вмещала солистов и хор, отсюда незамысловатая хореография с простыми движениями. Впрочем, оперные артисты, в основном занятые в постановке, легко и свободно двигались и танцевали.
Сюжет связан с проблемой престолонаследия. В Венеции живут два брата-гондольера, уже нашедшие себе спутниц жизни из простых крестьянских девушек. Неожиданно выясняется, что один из них является монархом крошечного государства, обрученным в младенчестве с девочкой из семьи герцогов Плаза-Торо, выросшей в толстую некрасивую девушку. Повязка то на одном глазу, то на другом добавлена героине для комического эффекта, понятного знатокам местных реалий. Великий Инквизитор решает, что до выяснения личности братья будут править совместно. Помимо приятностей, новое положение создает гондольерам проблемы. Парням с трудом удается выбить двойную порцию еды.
В первом акте звучит дуэт гондольеров и их выступления с хором. Во втором акте каждый обретает сольную партию. Уильям Морган (тенор) и Марк Нейтан (баритон) вполне справляются со лирической и бодрой песенками соответственно.
Внимание привлекает комическое трио семейства Плаза-Торо, где Ричард Сьюарт представляет характерный образ обедневшего аристократа, умеющего пускать пыль в глаза простолюдинам и делать важный вид, а подыгрывают ему Ивонн Ховард и Катрина Хьюитсон. Художник проявил креатив в создании костюма герцогини, нарядив ее в платье-гондолу и украсив парик миниатюрной гондолой. Театр не пожалел денег на красочные костюмы и парики, а вот декорации, напротив, скромные, характерные для провинции.
У Гилберта и Салливана смешались в одну кучу Италия с Испанией, республиканцы и монархисты, комедия с элементами мелодрамы. Возможно, авторы высмеивают романтическую традицию. Постановка легкая, приятная глазу и уху, предназначенная исключительно для развлечения.
Фото:
https://www.scottishopera.org.uk/shows/the-gondoliers