Судьбы, сломанные историей.
"Утомленные солнцем" - последний нормальный фильм режиссера, вскоре скатившегося в пафос и лубок. Фильм я рассматриваю как законченное произведение, так как в титрах четко обозначена дальнейшая судьба главных героев.
Надя
Фото:
https://www.domkino.tv Единственное светлое пятно - любопытная, развитая девочка, хотя и проводящая время в толпе родственников, но одинокая без товарищей для игр, ведь к деревенским ребятишкам "новая-старая" элита "господскую девочку" не пускает. Отсюда восторг от любого нового лица и события будь-то пионерский отряд или диковинная машина.
Надя, безусловно, папина дочка. Никита Сергеевич, впервые ставший отцом в 1986 году, уже имея к тому времени трех детей, сделал все для демонстрации безусловной любви между отцом и дочерью, доверчивости и искренней привязанности ребенка и ответной родительской нежности.
Ситуация кажется особенно горькой из-за понимания, что этот летний день - последний день безмятежного счастливого детства. Завтра оно окончательно и бесповоротно закончится. Наивная девчоночья мечта "по горну вставать, по горну ложится" коварно сбудется в стенах казенного дома, а тепло близких людей сохранится в отдаленных уголках памяти. Надя вряд ли узнает, что в ее сиротстве отчасти виноват и веселый дядя Митяй.
Митя и Котов
Фото:
https://spletnik.ru/ Нерв фильма - скрытое противостояние двух мужчин, меняющихся позициями. Михалков выигрышную роль отдал своей музе 1990-х - Олегу Меньшикову.. Митя, прячущий оскал мертвеца под маской обаяния, стал одной из лучших работ актера. Олег использовал тонкие переходы эмоционального состояния от лирики и ностальгии к скрытой злобе, от желания напугать к беззаботности. Вот только паясничал с бабушками, но через минуту становится серьезным и сосредоточенным.
Сначала симпатии зрителя на стороне интеллигента, музыканта, представителя "старого мира", который по праву должен сидеть в кресле-качалке, читать газету, шлепать Мохову и целовать Марусю, лишившегося будущего по вине Котовых.
Характер же Мити виден еще по сцене у реки, когда он замечает осколок бутылки и всей душой желает, чтобы комдив напоролся, правда, малышку все же предупреждает, хотя и запоздало. В конце концов стекло впитывается в ногу Мите.
Комдив в первых кадрах кажется мужланом с плебейскими привычками. Постепенно Никита Сергеевич старается представить Котова положительным героем: убеждений никогда не менял, колхозный хлеб спас, хороший муж и отец, снисходителен к родне. После комдива Михалков редко отклоняется от образа честного служаки, любящего родину.
Для зрителя оба несимпатичны. Один замерз внутри и выжил ради того, чтобы, в свою очередь, стереть ластиком ненавистного Котова, а заодно когда-то родных людей. Мите осталось последнее предательство - любимого учителя Бориса Константиновича.
Котов охвачен гордыней, стал сибаритом, размяк от щей под водочку, легких перепалок с дядей жены, всеобщего обожания, а заодно и потерял бдительность, поверив в свою неуязвимость. Теперь ему придется на практике узнать ошибочность самодовольного утверждения "выбор всегда есть".