Запрещенный спектакль неугодного режиссера.
Пьеса "Волнение" специально написана и поставлена Иваном Вырыпаевым для бенефиса Алисы Фрейндлих к юбилейной дате работы в БДТ.
"Эта пьеса об Авторе и о том, как воспринимать искусство, об искусстве тоже".
Уроженка Польши, проживающая в Штатах пожилая писательница Улья соглашается дать интервью журналисту-соотечественнику. Как положено, литературный агент и дочь Ульи обрабатывают парня, дабы направить беседу в корректно-стерильное русло. От волнения или испуга журналист начинает в лоб задавать неудобные вопросы, приводя в ужас окружение и радуя саму Улью, затеявшую странную игру. Писательница в причудливых бусах - дама не от мира сего, живущая на грани фантазии и реальности, сооружая из них коктейль. Даже близкие не могут понять, где заканчивается правда и вступает воображение.
Алиса Бруновна использует комедийный талант с драматическими нотками, легко отстраняя партнеров. Ансамбля нет по причине несоответствия талантов. Сейчас Фрейндлих - чуть ли не единственная великая актриса. Партнеры не дотягивают. Более или менее вписывается Василий Реутов (саркастичный фотограф), неплохо интонирует Андрей Феськов (Голос, поясняющий действие). Дмитрий Воробьев (агент) и Юлия Марченко (дочь) склонны к истерике и неуместным крикам. Марченко как будто осталась в 1990-х в плане имиджа.
Пьеса, конечно, о другой стране. Когда речь заходит о том, что гею с либеральными взглядами трудно жить в Польше, зрители понимают, о каком месте идет речь. Одновременно автор подтрунивает на западной политкорректностью - фобиями антисемитизма и расизма. Произведение не отшлифовано, ни одна из линий не доведена до логической точки. Лучше было бы вставить больше отсылок к другой "самобытной цивилизации", ибо, как показывает практика, западная толерантность не такая серьезная проблема на фоне прорывающейся неприязни к лицам еврейской национальности и реанимированным термином "враг народа".
Отдельно следует упомянуть комментарии под записью спектакля. Сколько стенаний о том, что народные артисты должны играть в классике или в чем-то типа "Стряпухи-бабушки" Софронова. К слову, пора стряхнуть пыль со сборников советского драматурга и вернуть на сцену "Эмигрантов" о русских за границей или "Карьеру Бекетова" о борьбе с космополитизмом.