"Красные башмачки" (Великобритания, 1948)

Feb 07, 2021 18:48

"Красные башмачки" стали культовыми за океаном и получили два "Оскара". Фильм, не  связанный с насущными проблемами, повлиял на культуру американского мюзикла и  содействовал популяризации классического балета. Тандем режиссеров Майкла Пауэлла и  Эмерика Прессбургера вдохновлялся фигурой Дягилева и его взаимоотношениями с артистами. На  главные роли приглашены профессиональные танцовщики: Мойра Ширер - Виктория Пейдж, Роберт  Хеллманн - премьер, Леонид Мясин - хореограф Гриша.



В Лондоне успехом пользуется труппа Бориса Лермонтова (Антон Уолбрук). Антрепренер обладает умением набирать талантливую молодежь, доводить ее до кондиции и в нужный момент выпускать на суд широкой публики. Лермонтов приглашает талантливого композитора Кратера  (Мариус Горинг) и доводит его от черновой дирижерского работы до подлинного творческой. На светском приеме Лермонтов встречают юную девушку, мечтающую выступать на сцене. Виктории Пейдж придется попотеть в репетиционном классе и в кордебалете, прежде чем получить шанс - главную роль в модернистском балете "Красные башмачки". Постановка с восторгом принята публикой.  До триумфа осталось несколько шагов, но вмешались романтические чувства с тем самым композитором. Лермонтов же требует от прима-балерин полной самоотдачи, отказывая в праве на личную жизнь. Виктория ради любимого покидает труппу. Впереди трагедия...

Фильм сделан в цвете, с применением спецэффектов своего времени, что говорит о значительном для послевоенной Англии бюджета. Яркие краски контрастируют с внутренним  миром героев. Сквозь напудренные лица и яркие губы артистов проступает усталость, сомнения, неуверенность. В середину фильма вставлен балет "Красные башмачки" по мотивам сказки Андерсена. Героиня Мойры Ширер в быстром, даже неистовом темпе движется через локации ярмарки, темного леса с дикими существами, бального зала.   Красные башмачки символизируют бремя таланта, от которого носитель никак не может отказаться. Одаренность - не награда, а проклятие, подчиняющее себе человека. Шоу должно продолжаться пока есть силы. Изможденная балерина падает замертво. Красные пуанты ожидают следующую "жертву"/"гения".

Борис Лермонтов и Джулиан Крастер - ревнивцы и собственники. Антрепренер соединяет в себе черты Пигмалиона и Мефистофеля. Пигмалион создает из милой способной девушки звезду. Мефистофель искушает овациями, славой, восхищением зрителей. Лермонтов фанатично исповедует принцип "искусство требует жертв". Эта избитая фраза имеет поклонников и в наши дни. Певица Семенчук не так давно довела до слез конкурсантку "Большого балета", посмевшую мечтать о муже и детях.

Насколько лучше его Крастер? - Совсем нет. Получив любимую в жены, композитор увлекается собственной карьерой и бросается на настоящее дело - сочинение оперы. Желание Виктории вернуться на сцену в "Красных башмачках" воспринимает в штыки, требуя подчинения своим интересам. Разрываясь между любовью и сценой девушка решается на отчаянный шаг. Сейчас на первый план выступает проблема взаимоотношений двух авторитарных мужчин и девушки. Каждый из них не видит целостной личности, воспринимая ее или как профессионала, или как хозяйку дома.

С начала-середины прошлого века балет изменился.Нынешние балерины стройны и невесомы. Мойра Ширер и артистки кордебалета коренасты и крутобёдры. Внешняя привлекательность для мужчин совсем не принималась во внимание.

Фильм по-прежнему актуальный. И чувства, и разум найдут для себя пищу.

кино

Previous post Next post
Up