Малобюджетная сказка с сатирой для взрослых, где моральный компонент преобладает над развлекательным.
Мальчик Митька, отъявленный фантазер, похвастался ребятам якобы волшебными игрушечными часами, способными задержать приход Нового года. Для потехи паренек вставляет часики в ледяную статую.
Стоило одноклассникам разбежаться, как мальчик к своему удивлению обнаруживает на месте льдинки миловидную девочку с аккуратным ротиком и белыми зубками. Чудеса только начинаются... Мите приходится на собственным опыте убедиться, что мысли материальны и шутить с мирозданием надо бы аккуратно. Старый Год (обаятельнейший Евгений Леонов) поверил выдумке, под влиянием его страстного желания задержаться часы превратились в волшебные. Ребятам предстоит спасать Новый Год и, более того, ход Истории.
Старый Год отнимает у мальчика коробку с сокровищами, типичными для советского ребенка (уголек, письмецо, монетка), и вставляет их в Снежных баб, тем самым, порождая настоящих чудовищ. Год беззлобен, желает законсервировать мгновением, дабы есть пироги, наряжать елку, жить в ус не дуя.
В хрущевский период в кино распространяется сатира на отдельные недостатки советской жизни. Если Рязанов в комедиях с темой великолепно справлялся, то Сахаров и Шенгелая не дотянули и не довели сатирический компонент до логического завершения.
Три Бабы в убедительном исполнении хороших актрис узнаваемы:
Продажная Душа (Вера Алтайская) - а-ля продавщица в сельпо или торговка на рынке. Бойкая, говорливая, отчаянно торгующаяся баба, уверенная, что все продается и покупается. Каждый встречал такую с надписью на лице "не обманешь, не продашь".
Бумажная Душа (Зинаида Нарышкина) ассоциируется у современного зрителя с нудной библиотекаршей. На самом деле сотрудница канцелярии, чиновница из собеса, буквоедка, живущая по циркулярам и постановлениям, т.е. по букве, а не по духу.
Черная Душа олицетворяет подлость. Клара Лучко великолепно сыграла отрицательную героиню, красивую внешне и мерзкую внутри. Она шантажирует товарок доносом, лжет и подставляет других.
Сказка заканчивается хорошо. Время спасено. Девочка Леля улетает от друга Мити на ракете.
Фильм получился мрачноватым для своей возрастной группы, без шуток и веселья. Мальчик по сути в одиночку сражается против Баб и Старого года. Детский коллектив в действие никак не втянут. Ладно бы, Митя был вруном и обманщиком, но он только безобидный фантазер. Детский фильм нуждается в веселой погоне или ловком трюке с помощью которых злодеев обводят вокруг пальца. Здесь этого нет. Музыкальный ряд, песни и танцы, являвшиеся обязательным элементом советской сказки, тоже отсутствуют. В финале мальчик в ночном лесу прощается с Лелой и все. Логичнее было бы показать украшенную школьную елку, веселящихся детей, хороводы.
В советское время фильм практически не показывали по телевидению, да и сейчас он не частый гость на экране. Если верить киносайтам, на полку в свое время его отправил Сергей Михалков.
Сказка подойдет для просмотра с детьми 9-12 лет ближе к окончанию каникул. Современный школьник привык к преподнесению морали в кино в легкой развлекательной оболочке со спецэффектами и гэгами. Если вы хотите обратить чадо от удовольствия к пользе, "Снежная сказка" подойдет и для обсуждения правил общения со взрослыми, и для затрагивая философских вопросов. Можно показать на примере,что не стоит доверять незнакомцам, объяснить, что такое двуличность. Сказка затрагивает проблему градации пороков. Алчность, крючкотворство и праздность не столь опасны как подлость. Фильм идет чуть больше часа, дети не успеют заскучать.