Пьеса Пауля Барца посвящена несостоявшейся встрече в Лейпциге двух выдающихся композиторов своего времени, рассчитана на мэтров, желающих продемонстрировать мастерство пикировки и собрать хорошую кассу. Функция режиссера сводится к расстановке декораций и подборе музыкальных фрагментов, остальное актеры сделают сами.
Известные постановки пьесы в России относятся к 90-м гг. До смерти главного исполнителя она шла в МХАТе им. Чехова. Позднее, Михаил Козаков сделал весьма неплохую телеверсию ("Ужин в четыре руки").
"Возможная встреча" рассчитана на интеллектуальную публику, способную обойтись без гэгов и следить за нитью беседы.
В главных ролях:
Гендель - Олег Ефремов,
Бах - Иннокентий Смоктуновский,
слуга - Станислав Любшин.
Два именитых актера основной акцент сделали на подтекст, используя диалоги для раскрытия характера персонажей. Очень любопытно сравнить подходы Ефремова и Смоктуновского. Первый сразу выдает портрет своего героя. Через несколько минут после начала спектакля мы знаем о Генделе всё: тщеславный гедонист, хвастун, гурман, человек, ценящий свое высокое положение и благосклонность высших мира сего, знающий как сделать карьеру и гордящийся своими достижениями. Между тем, композитор великодушен и щедр, решил порадовать своего малообеспеченного коллегу обильным и изысканным ужином.
Смоктуновский раскрывает своего Баха медленными шашками, постепенно добавляя то один, то другой штрих к характеру. Его герой кажется смиренным и скромным служащим, благодарным за приглашение, но как злобно сверкают глаза из-за уязвленного самолюбия, когда он тихим голосом поправляет произношение своей фамилии.
Первый акт - степенная беседа малознакомых людей, каждый из которых имеет самое общее представление о творчестве другого. Ближе к антракту ужин перерастает в поединок. Гендель не выдерживает первым, посмеиваясь над неуклюжими манерами Баха, его бедностью и неизвестностью. Во втором акте маски сбрасываются, композиторы выкладывают карты на стол. Оба ревностно следят за творчеством оппонентом, знают оратории и фуги до последней ноты, испытывая душераздирающую зависть. Гендель, несмотря на статус знаменитости, никогда не достигнет вершины в композиторском искусстве и осознает свою ограниченность. Бах страстно жаждет популярности и богатства. Иоганн не так-то прост. Он внимательно слушает сотрапезника и при случае наносит точечный удар по болевым точкам. Гендель жалеет о своем одиночестве и отсутствии семьи, в ответ в тишине звучит благопристойно-ядовитая реплика Баха:"Об этом следовало задуматься раньше".
В обеих композиторах сходства больше чем различий. Им пришлось сталкиваться с недоброжелателями, заискивать перед правителями, работать вопреки обстоятельствам. Генделю пришлось пойти против воли отца. Бах вынужден творить в переполненном доме, отгородившись от ворчливой жены и детей. Музыканты страшно самолюбивы, эгоистичны и чувствительны к критике.
Достойная работа крупных советских актеров. К сожалению, запись в плохом качестве.