Роман "Маркиз", как и "Твербуль", проистекает из знаменитых "Дневников". В отличие от предыдущей работы, отпечаток на которую наложил непростой этап во взаимоотношениях писателя с Литинститутом и смена социального статуса, "Маркиз" написан более свободным, изящным слогом, с легкой самоиронией.
Авторское "Я" раздваивается на современных Данте и Вергилия. С одной стороны, он - маркиз де Кюстин, опытный и трезвомыслящий наблюдатель, способный к объективному описанию ситуации. С другой, выступает в роли самого себя, Сергея Есина, этакого недотёпы, хвастающегося невысокими доходами, нажитыми при советской власти "Жигулями" и трёшкой, подвластного зомбирующему эффекту телевидения.
В описании загробного мира присутствует едва ощутимое андреевское влияние. Сцены с заседанием покойных литераторов в здании Литературного института в прошлом романе удались лучше всего, "Маркиз" развивает тему посмертного существования. Каждой страной ведает ареопаг из великих исторический деятелей. Автор неоригинален и включает в его состав "медийных" правителей: Грозного, Петра I, Екатерину, Ленина и Сталина, хотя с исторической точки зрения деяния Петра спорны, и не факт, что принесли России больше пользы чем вреда. Александр II чести управления страной не удостоился.
Именитых покойников беспокоит положение России, ее угасание: демографический кризис, повальное мздоимство и бездействие властей, развал образования, потеря русских земель и развал армии. Кюстин получает задание детально прояснить проблемы и выявить виновников.
С переездом Кюстина в современную Россию художественная часть сменяется чистой публицистикой. Автор рассуждает о гонорарах шоу-бизнеса, непропорциональных их таланту, дурной лужковской архитектуре, многокилометровых пробках, пивном алкоголизме молодежи. Замечания точны и едки. Например, подмечен диссонанс между маркой автомобиля и положением в обществе: "невероятный, оказывается, блеф стоял за этой кричащей роскошью. Седок серебристого "Мерседеса", сравнительно молодой господин в прекрасном костюме лучших мировых фирм, оказался не крупным финансистом, а простым торговцем или даже спекулянтом, владельцем одной из пяти или шести фирм, которые, как оводы лошадь, облепили завод по производству электрического кабеля".
Документальный роман Сергея Есина не претендует на аналитическую глубину, поиск первопричин происходящего, выступает свидетелем эпохи, фиксатором происходящих в России изменений и их оценкой с точки зрения качества жизни русского народа.
К сожалению, достать полный текст не представляется возможным, поэтому приходится довольствоваться главами, напечатанными в "Русском колоколе" и
размещенными в библиотеке Мошкова.