Если бы премьер-министр Израиля умел петь русские романсы, один из них он мог бы исполнить перед своим министром внутренних дел. А именно - тот, что с рефреном: «Вот что наделали песни твои». Ведь таки наделали!
Кто и что там кому спел на самом деле, неизвестно, публично же Нетаниягу уведомил, что застраивать намерен всю территорию Израиля, и в частности, любую часть Иерусалима. В связи с этим американский журналист Томас Фридман предположил, что премьер оторвался от реальности.
Шум, поднявшийся по этому поводу, пожалуй, посильнее, чем на стройплощадке. А пыли не меньше, чем от строительного мусора. Самое неприятное, что Америка обиделась. Ну, в самом-то деле. Как учил незабвенный монтер Мечников, «согласие есть продукт при взаимном непротивлении сторон». И вот является из-за океана Важное Лицо - налаживать это самое непротивление… и тут одна из сторон это Лицо - об стену. И даже - не об одну. Потому что 1600 единиц жилья, которые МВД как раз позволил возводить - это очень много стен. Вполне логично для президента США усмотреть тут даже личное оскорбление. Взбесишься тут… Неужели обязательно было до этого доводить?
Может быть, есть резон у тех, кто объясняет эту созидательную прыть исключительно коалиционными заботами премьера. Положим, завалит он проект. Ортодоксальные партнеры, ни о чем не желающие знать, кроме танахических предписаний и запросов своего кармана, тут же выйдут вон… В смысле - из правительства. Последствия понятны. И только этих последствий нам не хватало!
Впрочем, есть, чем развлечься и любителям поискать заговоры и провокации. Ведь если бы кто нарочно хотел испортить всю переговорную музыку, причем с любой стороны - чем не способ? Знатную подложили свинку - и кашрут не помешал. Как и харам.
Однако же… Предположим, не закусывал бы министр удила. Что бы это, в сущности, меняло?
Почему, собственно, невинное, казалось бы, намерение - дома строить - так всех всполошило? Почему нельзя? Потому что, скажут нам, заселение Восточного Иерусалима евреями нарушает - или, по крайней мере, грозит нарушить - демографический баланс, закрепляет еврейское присутствие в Святом Городе…. Совершенно верно, господа! Именно это оно и делает. Именно для этого, в частности, обсуждаемый населенный пункт был однажды объявлен вечной неделимой столицей Израиля. А в своей неделимой столице государство - любое! - вправе заниматься строительной деятельностью там и тогда, где и когда найдет нужным.
Но, оказывается, ничто не вечно, даже постановления Кнессета. Оказывается, судьба израильской столицы - вопрос дискуссионный. А коли так, строить в ее восточной части, разумеется, недопустимо, пока вопрос не решен… А в западной - можно?
Что за вопрос, скажете… Ой, погодите. Ведь когда правительственные ведомства Израиля разместились в Западном Иерусалиме, объявленном столицей, почти никто этот факт законным не признал. Включая главного союзника, чье посольство по-прежнему, как и большинство прочих, пребывает в Тель-Авиве. И, как теперь прикрикнуто из-за Атлантики еще жестче прежнего, окончательный статус города - а, стало быть, принадлежность разных его частей арабам или евреям - должны уже сейчас стать предметом переговоров. Оные же не начнутся, пока Израиль не отменит свою строительную программу.
Как показывает практика, в обсуждаемой сфере священных коров нет. По крайней мере, применительно к одной из сторон. Думаю, можно не уточнять, какой именно. Насколько помнится, арабы ни одной буренки не зарезали. Которые стояли в хлеву, те и по сей день там: нет государства, кроме Палестины, и Эль-Кудс - его столица. И - верните беженцев. Всех.
Как нынче требует разъяренный дядя Сэм… то есть Барак Хусейн, весь этот набор должен обсуждаться прямо с утра. Но возвращающиеся беженцы где-то должны размещаться. Причем с полным «юденрайн» по месту размещения. Отсюда неизбежно следует вопрос: не доживем ли мы до яростного требования заморозить вообще все израильские стройки вплоть до… До чего?
Пожалуй, от такой реальности оторваться не грех. И чем скорее, тем лучше.
17. 03.2010