По мотивам статьи ШЛОМО ПИОТРАКОВСКОГО, «Бе-ШЕВА» № 764, 03.10.2017.
На этой неделе предлагались всевозможные объяснения, почему Нетаниягу блокировал реформу назначений, предложенную Айелет Шакед и Яривом Левином. К великому сожалению, самое логичное из объяснений в том, что Нетаниягу боится передать ответственность даже за самый маленький из процессов, предпочитая довольствоваться взрывными громогласными декларациями, при мирнимуме действий.
Воскресенье на этой неделе должно было стать великим днём для г-жи министра юстиции Айелет Шакед и для министра туризма Ярива Левина. Спустя многие месяцы целого ряда отсрочек и задержек с разных направлений, им обоим удалось представить в правительство «Реформу назначений». Эта реформа стояла на двух ногах. Во-первых, создаётся ставка «заместителя гендиректора», который будет назначаться как доверенное лицо гендиректора и сможет в канцелярии руководить всеми процессами по поручению гендиректора и министра. Во-вторых, это изменение в составе комиссий по установлению высших постов в общественной службе таким образом, чтобы соображения министра и гендиректора в таких комиссиях стали более весомыми. Подав это предложение, Шакед и Левин были уверены, что всё это дело в основном позади. Никто не понял той суматохи, которая произошла на заседании правительства.
Трудно знать, подготовил ли заранее глава правительства засаду им обоим, или попросту поймал тремп на раздражении двух-трёх министров, которые по техническим причинам не могут насладиться плодами реформы. Так или иначе, Нетаниягу решил, что реформа, которая вытекает из утверждения «меньше меньшего», резко и издевательски атаковал заместительницу юридического советника, которая пыталась объяснить, почему нынешняя реформа проблематична (и даже незаконна). Нетаниягу проигнорировал, разумеется, тот факт, что в имеющихся условиях невозможно провести лучшую реформу без принятия закона. И это потому, что он, более кого бы то ни было другого, виновен в отказе провести мероприятие, которое бы вернуло статус юридического советника к его естественной величине. Даже относительно простой процесс, который пыталась провевсти г-жа министр юстиции Шакед, ззаймёт многие месяцы, возвращение в руки главы правительства назначения юридического советника и министра юстиции, отмена комиссии, блокировано главой правительства, отказавшегося поставить это на обсуждение на заседании правительства.
Нетаниягу решил сформировать большую правительственную реформу, которая привела бы к утверждению законопроекта, таким образом де-факто предотвратив процесс, несмотря на то, что трудно видеть, как эта большая реформа начнёт работать в нынешней политической реальности. Большой вопрос, конечно, почему? Один вероятный ответ таков: война кредитов. Нетаниягу не заинтересован в усилении (влияния) министра туризма Левина в Ликуде, веря в свою методику - не допускать продвижения источников влияния в партии. К тому же Нетаниягу совсем не заинтересован позволить г-же министру юстиции Шакед, отношения с которой, как известно, весьма непросты, наслаждаться кредитом, полученным с этого процесса. Вторая вероятность, к великому сожалению, ещё выше, и она в том, что Нетаниягу на самом-то деле боится перевести даже самую малую часть ответственности за процесс. Поверим в его систему, включающую взрывные, громогласные декларации при минимуме действий.. Нетаниягу предпочитает декларации о крупных реформах правления, но не маленькие, но действенные реформы.