Раздел Палестины 1921-1946 : архивные воспоминания или геополитическая реальность ?
В Израиле, в отличие от очень многих стран , до сих пор нет Закона о ( концепции ) национальной безопасности . Закона , принятого по всем правилам демократической процедуры , определяющего , как и любой Основной Закон , деятельность исполнительной власти , правительства и ведомств .
Именно поэтому каждое наше новое правительство может нас удивить своим политическим канделябром по нашей голове, а каждые выборы у нас судьбоносные .
В первую очередь это относится к арабо-израильскому конфликту о нашем праве на еврейскую национальную государственность на Земле Израиля. Наша национальная политика это политика реагирования на сиюминутную ситуацию, а не некая пролонгированная политика демократически определенных национальных, в том числе и геополитических интересов, сверх декларативных лозунгов Декларации Независимости и критериев национальной безопасности во всем ее спектре , от экологии до демографии .
Комиссия Винограда, расследовавшая итоги Ливанской Войны 2006 г, четко и ясно указала отсутствие государственной концепции общей , национальной , безопасности как основную проблему национальной политики
http://maof.rjews.net/oslo/60-war2/15082-e-u-bsp-bsp---Однако этот главный вывод комиссии наша политическая система постаралась не заметить.
Принятие на рассмотрение комиссией Кнессета законопроекта о признании Иордании палестинским арабским государством , наверное первый законопроект , который начинает демократический процесс обсуждения проблемы решения арабо-еврейского конфликта не как сиюминутной реакции на того или иного президента США, или того или иного арабского лидера , а как концептуального решения юридически и геополитически обоснованного , пролонгированного на будущее, исходя из реального , фактологического , а не идеологически придуманного прошлого , каким была провалившаяся концепция Осло, принятая и реализованная вне какой то ни было демократической процедуры , начиная с грубого нарушения предвыборных обещаний гражданам -" пропеллерам " и до нагло купленного голосования по ратификации соглашения.
Предложенная на обсуждение Кнессета концепция основывается на положениях Мандата на Палестину , выданному Лигой Наций Великобритании в 1922г .
Современная политическая и юридическая актуальность этого акта Лиги Наций в урегулировании арабо-еврейского конфликта в Палестине подтверждена израильско-иорданским мирным договором 1994г, который прямо и четко определил, что граница двух государств определяется границами, установленными Мандатом.
В статье 3 параграфе 1 Договора сказано: " Международные границы между Израилем и Иорданией
определяются со ссылкой на границы, которые были определенны под действием Мандата …. "
При этом Иордания согласилась , " не предопределять будущий юридический статус любых территорий , которые попали под военный контроль правительства Израиля в 1967 г" ( параграф 2 статьи 3 Договора )
О чем собственно идет речь в этих двух параграфах израильско-иорданского мирного Договора?
Само понятия Палестина , как административной единицы , со времен римлян и до Первой мировой войны не существовало . Была Палестина как терминологический эквивалент христианского понятия Святая Земля , или Земля Израиля . Арабы и османы знали Сирию с центром в Дамаске , разделенную на вилайеты , которые охватывали территорию современных Ливана , Сирии , Иордании и Израиля
Про видение арабами Палестины не как самостоятельной территориально-национальной единицы , а лишь южной частью Сирии , лучше всего говорит тот факт , что провозглашенный в 1913 г в Париже Арабский сирийский конгресс , только в 1923г задним числом переименовал себя в Арабский палестинский
.
Когда страны Антанты в ходе Первой мировой войны приступили к дележу зон влияния на Ближнем и Среднем Востоке они вели два параллельных переговорных процесса : между собой о разделе зон влияния , и с будущими контрагентами в этих зонах .
Раздел зон влияния был оформлен в тройственном тайном соглашении Британии , Франции и России , известном как соглашение 1916г Сайкса- Жорж-Пико - Сазонова , к которому в последний момент присоединилась Италия , и который бы так и остался неизвестным широкой публике , если бы большевистское правительство Ленина , не опубликовало бы его в декабре 1917 г
.
Переговоры с будущими контрагентами в Сирии велся параллельно со Всемирной сионисткой организацией, представителем арабов шерифом Мекки ( то есть прямым потомком пророка Мухаммеда) Хусейном , которого представлял его сын , будущий король Сирии и Ирака , эмир Фейсал и христианами Ливана
Требования арабов были сформулированы в Дамасском протоколе 1915 г о создании единого или федеративного арабского государства на всей территории Сирии , Месопотамии и Аравийского полуострова . Переговоры с арабами , представленными шерифом Мекки Хусейном , известны по его переписке с британским комиссаром Египта МакМагоном , и их результаты представлены в письме МакМагона Хуссейну от 4 июля 1915г , и подтверждены в декларации Хоггарта 1918 г . Согласно этой декларации арабам была обещана арабская государственность восточнее линии Алеппо - Хама - Хомс - Дамаск -, без Палестины и Горного Ливана.
2 ноября 1917г Британия в Декларации Бальфура определила свое признание территории западнее этой линии, за исключением христианского Ливана, Палестину , как территорию для воссоздания еврейской государственности
По сути декларации Хогарта и Бальфура определяли раздел Сирии на еврейское и арабское государства по линии
Этот раздел был закреплен договором Фейсала - Вейцмана на Парижской мирной конференции 3 января 1919 , утвержден Верховным Советом Антанты в 1920 г в Сан Ремо, выдавшего мандат Великобритании на управление мандатной территорией Палестина для создания еврейского государства , и включен в Сервский договор с Турцией
Арабское государство оказывалось под контролем Франции , еврейское Великобритании .
Арабы постоянно пытались пересмотреть возможность воссоздания еврейской государственности в Палестине - Земле Израиля .
Сначала в меморандуме 29 января 1919 г эмира Фейсала Парижской мирной конференции , в котором оспаривалось историческое право еврейского народа на Палестину , на основании того , что ".. арабы владели Палестиной раньше всех и дольше всех…»
Затем в резолюции Всеобщего сирийского конгресса ( с 1923 г переименованного в Арабский палестинский) 1919 , известной как " Дамасская программа ",
«Мы выступаем против претензий сионистов на создание еврейского государства в южной части Сирии, известной под названием Палестина, и против сионистского переселения в любую часть нашей страны...».
Восьмой параграф документа провозглашал: «Мы требуем, чтобы южная часть Сирии, известная как Палестина, ни в коем случае не отделялась от сирийской страны»
Однако претензии арабского национального движения были отвергнуты и британцами , и позднее Лигой Наций .Bажно отметить , что ни о какой независимости Палестины арабы не заявляли , для них это не более , чем южная часть Сирии .
В результате англо-французских противоречий , подавления Францией антифранцузского восстания в Сирии и изгнания из Дамаска Фейсала , ставшего к тому времени сирийским королем сына шерифа Хусейна , план создания единой арабской страны был провален . Использовав этот факт , как нарушение условий , оговаривающих выполнение соглашения с Вейцманом , Фейсал в дальнейшем заявил о денонсации этого соглашения
После изгнания Францией , уже провозглашенного королем , Фейсала из Сирии Великобритания в 1921 г , заключив 29 марта 1921 г в Иерусалиме соглашение Черчиль-Абдалла ( другой сын шерифа Мекки ), выделила в рамках будущего мандата Палестина область с особым управлением - эмират Трансиордания , управляемый эмиром Абдаллой
Причем эмират Трансиордания был создан именно как национальная арабская автономия мандата Палестина , с запретом проживания там евреев
Совет Лиги Наций при утверждении решения конференции в Сан Ремо добавил в 25 параграфе статус этой особой зоны в составе мандата Палестина , определив и ее статус автономии внутри мандата и ее границы -" от реки Иордан до восточной границы мандата"
Реализацией параграфа 25 мандата были с лихвой выполнены все условия и декларации Бальфура и самого мандата о соблюдении прав нееврейских народов мандата
Мандат был выдан до 1948 г , и условиями мандатной системы было оговорено отсутствие права страны -мандатария на одностороннее изменение статуса и границ территории мандатов
В нарушение мандата в 1946 г Великобритания, за несколько месяцев до своего отказа от мандата на Палестину , самолично , без какого либо решения ООН ( правопреемницы Лиги Наций ) , заключила англо-трансиорданское соглашение , на основе которого Абдала в том же году провозгласил независимое Хашемитское королевство Иордания
Новое государство было создано как арабское национальное государство на 76% территории бывшего мандата Палестина
Конституция Иордании 1952 г четко и недвусмысленно определяет : "
"Article 1 . The Hashemite Kingdom of Jordan is an Independent sovereign Arab State. It is indivisible and Inalienable and no part of it may be ceded. The people of Jordan form a part of the Arab Nation, and its system of government is parliamentary with a hereditary monarchy.
Хашимитское Королевство Иордания является независимым и суверенным арабским государством. Территория государства неделима и право арабского народа на нее неоспоримо, и никакая часть ее не может быть отчуждена. Народ Иордании является частью арабской нации его политический режим - парламент с наследственной монархией
Article 2 . Islam is the religion of the State and Arabic is its official languagе
Ислам является государственной религией и арабский язык официальным языком государства
Король Абдалла I видел в создании арабского королевства в Трансиордании ( Восточный берег Иордана ) только этап в овладении всей Палестиной. После отказа сионистского руководства ишува на предложение короля о создании на части территории Западной Палестины еврейской автономии в рамках единого арабского палестинского королевства , Иордания приняла активное участие в панарабской агрессии против только что провзгласившего свою независимость еврейского государства .
В результате этой агрессии Иордании удалось оккупировать Иудею и Шомрон ( Западный берег )
В 1950 г Иордания " временно" аннексировала эти территории , признав за всеми палестинцами , исключая евреев , право на иорданское гражданство ( по сути Закон о Возвращении ) и предоставив им право выбирать и быть избранными в иорданский парламент . Это право на гражданство и претензии на обладание Западной Палестиной было отменено только в 1988 г .
Создание Хашемитского королевства Иордания было признано только двумя странами , Британией и Пакистаном , и только в 1955 г Иордания была принята членом ООН , через 6 лет после Израиля .
Принимая Иорданию в свои члены , ООН де факто признала раздел мандата Палестина 1921-1946 г , и также де факто признала недействительной рекомендацию своей Генеральной ассамблеи 1947 г о разделе западной Палестины, нарушающей условия Мандата и не учитывающей уже ранее совершенный раздел мандата Палестина на арабское палестинское государство Иордания и еврейское палестинское государство Израиля .
Последующее решение ООН о границах раздела Палестины было принято в 1967 г - резолюция Совета Безопасности 242 заявило новый , по сравнению с резолюцией 181 ( 1947) , критерий определения границ . Если резолюция Генассамблеи определяла границы по районам компактного проживания евреев и арабов , то резолюция Совбеза 242(1967) признавала право суверенного государства на безопасные границы
Резолюция 242 содержала также и требование прекращения израильского военного контроля над какой то частью занятых в 1967 г территорий . Это требование было выполнено в рамках Кэмп Девидского израильско-египетского договора о мире и позднее соглашений Осло . .
Практика осуществления соглашений Осло однозначно показала , что минимально безопасными восточными границами еврейского национального государства являются границы , установленные мирным договором с Иорданией 1994г
Этот стало совершенно ясно в 2011г , после исламской революции в Египте и реальной угрозы пересмотра Египтом мирного договора при сохранении его контроля над Синайским полуостровом , полученным им в результате этого мирного договора .
Признав в статье 3 мирного иордано-израильского договора соглашение Черчиль - Абдалла I о границах раздела мандата Палестина , Иордания должна также возобновить свой Закон о гражданстве 1954 г , предоставить право на Возвращение всем арабам Палестины , и достичь договоренности о способе реализации этого права . Например возвращение и абсорбция поддержанные международным фондом абсорбции арабов-репатриантов , по модели абсорбции сотен и сотен тысяч евреев репатриантов из арабских стран и Восточной Европы , только пролонгированной на 20 лет .
Незаконные попытки ООН проигнорировать обязывающие ее решения Лиги Наций уже более чем полвека являются основной политической причиной искусственного продления ближневосточного конфликта .
Устав ООН позволяет оспорить незаконные решения его институтов в Международном суде ООН , куда имеют право обращаться только страны члены ООН .
Только административное и национальное размежевание позволит надеяться на создание в будущем дружеских отношений между двумя народами , освобожденными от взаимных подозрений в покушении на соседский национальный суверенитет