Aug 09, 2021 11:13
Однажды мой любимейший учитель (хоть он и не учил меня, парадокс...) сказал про Бендера: "Лапочка, бессеребреник".
Это было странно и в то же время верно. (Я так это чувствовал, да и не мог сам Башмаков ошибаться.) Жулик бессеребреник. Охотник за миллионами лапочка.
Сын турецкоподданного конечно лапочкой не был, но почему же он им был.
Почему наше советское восприятие двенадцати стульев стало настолько лёгким и фарсовым, когда всё понарошку, все потом оживут и будут с нами в вечности, потому что и мы сами вечны. Может потому, что жизнь была лёгкая. В отношении людей между собой лёгкая.
Человек мог прожить лет до пятидесяти и за всё это время не встретить ни одной по-настоящему демокрачей паскуды. Цензоры, бюрократы, хамы в автобусе... житейская мелочёвка. А вот что б рвать горло всерьёз, за доллар дражайший... мало таких было. Мало.
Это из разряда наших самообманов, вроде великолепной викторианской англии нашего детства. Согласитесь, Холмс - наркоман и придурок, каким он нарисован у Конандойля на самом деле, в нашем многосерийном фильме с Ливановым ну ни как не прошёл бы. Мы сами облагородили ту эпоху и страну и сами подняли книжного героя на недосягаемую высоту. А гениальные переводчики, создававшие копии лучшие чем оригинал были нам в том примером. Примерно так же получилось с Бендером.
Отсюда и провал (относительный конечно) Гайдаевских 12 стульев. Неправильный выбор Остапа.
Кстати, лучший актёр в этом фильме Пуговкин. По моему мнению. (бесподобны так же Паниковский, Шура, хорош Киса, все герои второго плана на своих местах.) И, как мне кажется, именно таким должен был быть Бендер, немного лопоухим. Лопоухим среди лопухов. А Гомиашвили слишком прагматичен и серьёзен.
Гомиашвили бы Макбета играть. Он был бы образцовым негодяем, он должен был сеять вокруг трагедию разбитых надежд и унижения. Это была бы замечательная трагедия. Достойная святых девяностых. А Гайдай зачем-то снимал комедию.
То же и с Мироновым и даже, лучшим из них - Юрским. Мальчик романтик из золотой позднесоветской молодёжи и Ленинградский интеллигент.
Не то немного.