В начале июня премьер-министр Нарендра Моди намерен совершить важный, хотя и необычный, официальный визит в Соединенные Штаты. В оставшиеся месяцы президентства Барака Обамы и на фоне, создается впечатление, всеобъемлющей любви со стороны США к Индии сенаторы настойчиво просили Моди выступить в Конгрессе США. Администрация США заняла нехарактерно жесткую публичную позицию, поддержав вхождение Индии в глобальный элитный ядерный клуб и осудив Китай за чинимые препятствия на пути Индии в него. Также ведутся переговоры о повышении статуса Индии до уровня внеблокового союзника США по НАТО. Пентагон к тому же нарисовал страшный сценарий роста всестороннего военного давления Китая на Индию. Он запустил в столицах сверхдержав, особенно в Пекине и Москве, слух о том, что Индия почти готова пойти на то, чему она сопротивлялась со времен обретения независимости - сесть в обоз США в этом новом раунде соперничества сверхдержав, на этот раз - Америки с Китаем. Есть ли у Индии выбор? Существуют ли иные пути взаимодействия с Китаем? Два индийских специалиста по стратегическим вопросам предостерегают.
Часть I
Не падать духом и не забывать старого друга
Автор: П.Ш.Рагхаван Тонны газетной бумаги постоянно тратятся на изучение траектории отношений Индии и США, а также на анализ взлетов и падений в нашем взаимодействии с Китаем. Немного пишут о другой крупной державе, давно закрепившей присутствие в нашем регионе. Индия и Россия продолжают интенсивно развивать отношения, однако подчас это не отражается в общественном дискурсе.
Наш политический диалог с Россией остается насыщенным. Ежегодно проходят двусторонние встречи на высшем уровне, а также заседания межправительственных комиссий, курирующих развитие сотрудничества в гражданской и военной сферах. Около 60% нашего вооружения - советского или российского производства. Оно постоянно обновляется, появляются новые высокотехнологичные продукты и системы, разработанные совместными усилиями. Авианосец «Викрамадитья», атомная подводная лодка «Чакра» и крылатые ракеты «БраМос» - образцы, указывающие на масштабы и высокий уровень сотрудничества. В декабре 2015 года было подписано соглашение о создании российско-индийского совместного предприятия по производству российских вертолетов Ка-226Т в Индии - первого проекта в рамках программы «Делай в Индии» в оборонном секторе.
Россия - единственное иностранное государство, участвующее в развитии индийской атомной промышленности. В то время как атомные корпорации других стран продолжают сокрушаться по поводу последствий нашего Акта о гражданской ответственности за ядерный ущерб, российский Росатом пошел вперед. Сейчас реализуется амбициозная программа по строительству 12 атомных энергоблоков, нацеленная на производство более 13 тысяч МВт энергии к 2025 году.
В условиях финансовых затруднений, с которыми столкнулось производство углеводородов в России, за последние несколько месяцев Нефтегазовой корпорации «Видеш», «Индиан Ойл» и «Ойл Индиа» предложили (и они огласились) участвовать в разработке многообещающих месторождений в Восточной Сибири с инвестициями порядка 5 миллиардов долларов США.
Россия - крупнейший
экспортер необработанных алмазов в мире, а Индия - крупнейший производитель обработанной алмазной продукции. Более 80% необработанных алмазов поставляются в Индию из России через третьи страны. Прорабатывается инициатива по упрощению наших правил налогообложения и таможенных процедур для осуществления прямой торговли алмазами. Прибыль от ожидаемой потенциальной торговли достигнет порядка 2 миллиардов долларов США в год, выйдет за пределы нашей алмазной промышленности и охватит сопутствующие сферы услуг.
Существуют и другие совместные проекты в сфере передачи промышленных технологий, инвестиций в добывающий сектор России, образования, науки и технологий, туризма и других; их слишком много, чтобы детально останавливаться на всех.
Давняя дружба редко вызывает новый эмоциональный всплеск. Частично этим объясняется, почему российско-индийское взаимодействие не так заметно. Однако верно и то, что расширение международных связей Индии создало у общественности впечатление, будто индийской картине мира важность Москвы несколько снизилась. Утверждают, что сегодня мы не так сильно зависимы от поддержки России, как это было в прошлом. В отдельных СМИ и деловых кругах (возможно, и в некоторых политических кругах) существует мнение, что сегодняшняя Россия, изолированная Западом и все более тесно сжимаемая в объятиях Китая, не может быть сильным партнером. Рассуждения о катастрофических перспективах российской экономики отразились на торговых и инвестиционных решениях.
Краткий обзор недавних шагов России на международной арене помог бы объективно определить, соответствует ли реальность этим грустным размышлениям.
С момента прихода к власти в 2000 году главной целью внешней и внутренней политики президента Путина стало восстановление политического влияния, военной мощи и экономической силы до уровня, достойного великой державы. Обострение в отношениях России и Запада стало неизбежным следствием стремления обеих сторон расширить свое стратегическое пространство.
Присоединение или аннексия (зависит от вашей политической ориентации) Крыма в марте 2014 года взвинтило напряженность до уровня периода холодной войны. Это породило волну санкций со стороны США и ЕС (к ним присоединились страны «Группы семи»), нацеленных на международную изоляцию России и нанесение ущерба уже переживающей рецессию российской экономике, посредством ограничения внешнего финансирования и недопущения России к высоким технологиям.
Изъяны кампании по изоляции России вскоре стали очевидными. Россия осталась в группе БРИКС и была ее председателем в 2015 году. Попытки исключить её из «Группы двадцати» не увенчались успехом. Более того, невозможно игнорировать роль России в переговорах и реализации ядерной сделки с Ираном (Иран передал России около 8,5 тонн низкообогащенного урана в рамках реализации соглашения). Военные успехи пророссийских повстанцев на востоке Украины вынудили начать мирный процесс, в котором Франция и Германия взаимодействуют с Россией. Своими воздушными атаками в Сирии в сентябре 2015 года Россия застолбила себе место на любой международной конференции по обсуждению будущего Сирии. В Россию выстроился постоянный поток посетителей из числа высокопоставленных лиц международной политики.
Экономические санкции действительно несколько увеличили стоимость корпоративных проектов. Однако, поскольку большинство стран не присоединилось к санкциям, потоки финансов и технологий пошли по альтернативным маршрутам. После авиаударов в Сирии ограничения существенно ослабли, так как рынки почувствовали скорое падение санкционного режима.
В худшем случае санкции замедлили выход России из рецессии. Согласно последним прогнозам МВФ, рост экономики возобновится в 2017 году. Этому должен способствовать постепенный рост цен на нефть, ранее упавших ниже 30 долларов (за баррель). В докладе МВФ указываются сильные стороны российской экономики - положительное сальдо по текущим счетам в размере 4,5% ВВП, внешние финансовые активы объемом 18% ВВП, достаточные внутренние ресурсы для покрытия государственного финансирования расходов, низкий уровень безработицы (около 6%), низкий показатель внешнего долга и недооцененные корпоративные акции. Все это - отнюдь не показатели экономики, стоящей на коленях.
Таким образом, несмотря на все политические и экономические проблемы, Россия остается глобальной силой, с которой приходится считаться. Она входит в число пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН, и, похоже, это число в ближайшее время едва ли изменится. СССР использовал право вето, чтобы помочь Индии в вопросах Кашмира и войны 1971 года. Эта поддержка защищала нас от разного рода давления извне в 2000-х годах.
Освобождение от «смирительной рубашки» времен холодной войны позволило Индии расширить свое международное взаимодействие. Этот переход от неприсоединения к «мульти-присоединению» расширил пространство для формирования множественных союзов на основе общих интересов и озабоченностей, однако не размыл существующие связи, сохраняющие актуальность.
В основе российско-индийских отношений лежит взаимно признаваемая геополитическая логика. У нас есть общие проблемы и сходные задачи в единой сфере интересов в более широком соседнем окружении - на Ближнем Востоке и в Центральной Азии. У России, как и Индии, непростая история сотрудничества и конфронтации с Китаем. В частных беседах россияне отмечают, что, невзирая на то, что нынешние тенденции подталкивают к более интенсивному взаимодействию, над ним всегда будет нависать тень былого стратегического соперничества. Такая тень никогда не омрачала российско-индийские отношения.
Программа диверсификации оборонных закупок явно отвечает интересам Индии в области обеспечения национальной безопасности. Естественно, российский оборонно-промышленный комплекс выражает беспокойство в связи с этим - ни одному партнеру не понравится, когда его вытесняют с лидирующей позиции. Но объем нашего военно-технического сотрудничества с Россией, охватывающего все три вида вооруженных сил, всегда будет гарантировать значительный объем заказов на вооружение и боевую технику, которую может поставить только Россия в силу совместимости техники с существующими платформами, уровня передачи технологий и других конкретных причин.
В то же время по-настоящему ценное стратегическое партнерство не должно строиться лишь на одной прочной основе. Последние тенденции по взаимодействию в сфере атомной энергетики и секторе углеводородов укрепляют и другие векторы сотрудничества. В дополнение к этому индийский частный капитал должен воспользоваться возможностями, предоставляемыми Россией. Недавно Президент Путин лично пригласил руководителей ведущих индийских компаний в Россию, предложив снять препятствия для их бизнеса. Подобное предложение заслуживает ответной реакции: нашим банкам и промышленности следует подкорректировать ложную информацию о состоянии российской экономики и западных санкциях.
Амбиции России по обретению политического влияния и стратегического размаха подталкивают ее к проведению «многовекторной» внешней политики. Недавний всплеск в российско-пакистанских отношениях, в том числе соглашение о сотрудничестве в сфере обороны, является частью этих усилий. Россия выражает опасения, что исламский терроризм выплеснется на территорию России через «дырявую» границу между Афганистаном и странами Центральной Азии, и полагает, что Пакистан может помочь защитить ее от этой угрозы. В этом контексте объясняется поставка вертолетов Ми-35 Пакистану. Какова бы ни была логика такого объяснения или мнения, Индия мало что может предпринять, кроме как периодически напоминать о том, кто является реальной целью вооружения и военной техники, поставляемой Пакистану. Мы не можем требовать эксклюзивность предложения, если сами не можем гарантировать эксклюзивность спроса. При окончательном анализе нам следует верить, что стратегический партнер проявит мудрость и не будет ставить под угрозу масштабное военно-техническое сотрудничество ради сравнительно несущественной коммерческой выгоды. Нет причин полагать, что Россия этого не понимает.
Таким образом, российско-индийские отношения, может быть, и лишены гламурного блеска, но в них присутствует практическое наполнение. Их нужно защищать от нелестных разговоров, которые периодически встречаются в некоторых кругах.
П.Ш.Рагхаван - бывший заместитель министра иностранных дел Индии, бывший посол Индии в России.