Неделя 5-я

Jul 25, 2021 18:42




Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие братия и сестры! После укрощения бури на Галилейском озере Господь наш Иисус Христос прибыл в Гергесинскую страну.
Лишь только Спаситель вступил на противоположный от Капернаума берег моря, Ему навстречу вышли, влекомые невидимой силой, двое бесноватых… весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем. Особенно был лют один из них, этот несчастный одежды не носил, что он часто и закованный в железо со страшной силой разрывал цепи и разбивал оковы на руках и ногах, так что никто не мог его укротить. День и ночь проводил он в гробах и горных ущельях и так одичал, так рассвирепел, что, гонимый бесом по пустыне, неистово кричал и уродовал свое тело, ударяясь о камни. Святой евангелист Матфей повествует: «И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас».
Эти двое не знали Христа, но духи, которые находились в них знали Его хорошо.
Слово Божие говорит, что злые духи веруют и трепещут, «тогда как люди почитали Христа за человека, - говорит святитель Иоанн Златоуст, - бесы пришли исповедать Его божество, и апостолы, которые оставались еще невнимательными при укрощении бури на море, услышали теперь демонов, взывавших о том, о чем возвещало море своею тишиною. Бесы умоляли Господа и заклинали не ввергать их в бездну, в глубины мрачного ада, в темницу духов, где уготованы им вечные муки. Они думали, что теперь настало время их вечного наказания». Господь повелел им выйти из людей. Вдали от них паслось большое стадо свиней. И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. В этом был расчет, хоть чем-то навредить людям. Хоть через свиней, которых те содержали. И Он сказал им: идите. Бесы, гонимые силой Христовой, вышли из одержимых ими людей и пошло в стадо свиное. И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде.
Лишением их стада Господь как бы так говорил гергесинцам: «Вы служите своим страстям, угождаете своей плоти, как свиньям; смотрите, чем может кончиться это ваше служение плоти: бесы, которые овладели вашими душами, доведут и вас до погибели, как этих свиней».
[Spoiler (click to open)]Но жители Гергесинской страны оказались недостойными милости Божией и неблагодарными. Когда пасшие свиней сообщили им обо всем, то люди вышли навстречу Христу и, вместо того чтобы поблагодарить Великого Чудотворца, они просили, чтобы Он отошел от пределов их! не радовались они даже исцелению бесноватых: им было жаль своих свиней. И Господь оставил их, согласно их желанию.
Беснование - это попущение Божие, тяжелая болезнь. Но корень ее в точности такой же, что и у людей у которых нет такой духовной напасти. Корень тот же - грех и страсти.
Не то же ли бывает и с нами, грешными, во время Божия посещения земными скорбями и бедствиями? Во время тех или иных вразумляющих наказаний Божиих сердце наше трепещет от страха, мы просим Господа: да мимо идет гнев Его праведный… Но крепко ли при этом наше желание, наше сердечное обещание Богу - раскаяться в прежних грехах и начать новую жизнь по заповедям Божиим? Не таится ли в самой глубине сердца нашего тайное желание поскорее избавиться от страха смертного, опять закрыть глаза и заснуть сообразно привычному порядку прежней греховной жизни?..
Вот другой пример. Прп. Иоанн Дамаскин был оклеветан, у него отрубили руку. Печаль его была от того, что он не сможет больше писать этой рукой сочинения в защиту православия. Он не сказал Богу отойти от него и больше не мешать скорбями. Наоборот, эта скорбь повергла его на святую молитву. После долгой молитвы он задремал и увидел во сне, что Пречистая обращается к нему, обещая скорое исцеление. При этом Матерь Божия повелела ему без лени трудиться этой рукой. Пробудившись от сна, преподобный Иоанн увидел, что рука невредима. В благодарность за исцеление святой приложил к иконе сделанную из серебра руку, отчего икона и получила именование «Троеручица».
Сегодня мы празднуем день этой святой иконы.
Возможно три руки у пречистой Богородицы на иконе находятся за пределами нашего понимания. Мы понимаем, что у живущих людей не бывает более двух рук. Но это можно объяснить так: Рука - это действие. И так много Божия Матерь действует в мире, что хочется, наверное, это видеть в каком-то зримом выражении, Ее действие на род человеческий. Она объемлет нас со всех сторон. Знаете, говорят: рук не хватает чтобы что-то сделать. Может быть это тот случай, когда рук хватает на все.
Помощь Божией Матери простирается на всякого человека. Во всяком месте, во всяких обстоятельствах. Иногда она открывается явно, чудодейственно, иногда являет себя как бы скрыто. Человек тогда считает, что ему повезло, не подозревая, что Сам Господь ему помог через свою пречистую Матерь.
В привычном порядке греховной жизни человеку свойственно любые достижения приписывать себе. Даже если он читал молитвы и обращался к Богу, просил помочь и получил эту помощь. Богу легко нас исцелить и избавить от всех несчастий. Мы видим это на примере бесноватых, избавленных от страшного духовного недуга и на примере прп. Иоанна Дамаскина, пострадавшего от иконоборцев
По нашему же состоянию нам надлежит испытываться разными событиями. И горем и радостью. Бог нам многое дарует и мы должны быть Ему послушны, выстраивать свою жизнь так, чтобы Ему в ней имелось место. Возможно это следует делать не в каких-то высоких подвигах, а в терпении неудобств. В простых обыденных вещах, в заботе о ближних и дальних. В деятельной вере, чтобы у нас на все добрые дела всегда хватало рук.
Итак, дорогие братия и сестры вспоминая евангельскую проповедь Христа Спасителя - как Господь посещал жителей страны Гадаринской, как они отнеслись к Нему, должны отбросить от себя холодное чувство неверия, безразличия, отложить эту животную жизнь, а искать духовного начала, благодарить Бога за все, иметь благоговейный страх к Богу и искать общения с Ним,
не будем уподобляться гордым и неблагодарным жителям Гергесинской страны, чтобы Господь не отошел и от нас, как отошел Он от них, оскорбивших Его. Пойдем же вслед пресвятой Богородице, прп. Иоанну Дамаскину и всем Божиим святым в их смирении, принятии скорбей и радостей воскликнем вместе с исцеленными: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас, недостойных, уповающих на Твою великую милость. Аминь».

проповедь

Previous post Next post
Up