Гоголь очень сурово обходился со своими рукописями. Бывало, возьмет парочку - и давай жечь. Впрочем, так он поступал не всегда. В противном случае мы не прочли бы ни "Вечера на хуторе близ Диканьки", ни "Шинель", ни "Сорочинскую ярмарку". Но даже тем рукописям, что успешно избегали пещи огненной, приходилось тяжело: автор делал с ними странное.
Вот как советовал Гоголь работать над текстом: "Сначала нужно набросать все как придется, хотя бы плохо, водянисто, но решительно все, и забыть об этой тетради. Потом - через месяц, через два, иногда более (это скажется само собою) - достать написанное и перечитать: вы увидите, что многое не так, много лишнего, а кое-чего и недостает. Сделайте поправки и заметки на полях - и снова забросьте тетрадь. При новом пересмотре ее новые заметки на полях, и, где не хватит места, взять отдельный клочок и приклеить сбоку. Когда все будет таким образом исписано, возьмите и перепишите тетрадь собственноручно. Тут сами собой явятся новые озарения, урезы, добавки, очищения слога. Между прежних вскочат слова, которые необходимо там должны быть, но которые почему-то никак не являются сразу. И опять положите тетрадку. Путешествуйте, развлекайтесь, не делайте ничего или хоть пишите другое. Придет час - вспомнится заброшенная тетрадь: возьмите, перечитайте, поправьте тем же способом и, когда снова она будет измарана, перепишите ее собственноручно. Вы заметите при этом, что вместе с крепчанием слога, с отделкой, очисткой фраз - как бы крепчает и ваша рука; буквы становятся тверже и решительнее. Так надо делать, по-моему, восемь раз. Для иного, может быть, нужно меньше, а для иного и еще больше. Я делаю восемь раз. Только после восьмой переписки, непременно собственною рукою, труд является вполне художнически законченным, достигает перла создания". (Из книги "Гоголь без глянца".)
А выглядели гоголевские рукописи после всех этих заметок на полях и подклеивания листочков примерно так: