Джон Элфинстон. Русская верность, честь и отвага. История. Парусного флота.

Jun 21, 2020 21:46



“Осенью 1768 года началась Русско-Турецкая война. В 1769 году из Кронштадта в Восточное Средиземноморье отправились две эскадры Балтийского флота Российской империи. Одной из них командовал шотландец Джон Элфинстон, незадолго до начала кампании принятый на службу в чине контр-адмирала. Война окончилась победой Российской Империи.”

Очень интересные записки очевидца и одного из главных творцов СЛАВНОЙ ПОБЕДЫ РУССКОГО ФЛОТА  при Чесме. Правда он так разносит бардак, трусость и абсолютную некомпетентность тогдашних русских морских офицеров, что пожалуй должен считаться страшным русофобом. Насчет бардака, воровства  и пьянства - верю, насчет страха людей привыкших только плавать в Балтийском море и вдруг посланных так далеко да еще и поздней осенью через Северное море, Ла-Манш и далее аж до Турции - тоже верю. Но уж очень гордый бритт наезжает на трусость русских офицеров, по-моему он просто был сильно обижен этим царицыным хахалем  графом Алексеем Орловым и это вылилось в книге.

Хотя его недоумения:

“Я был удивлен, что новый корабль был отправлен в море без хороших парусов, особенно из страны, где делают лучшую парусину. Я предполагаю, что императрицу, как и всех других правителей, обманывали, утверждая, что у них ничего нет в запасе ни в Кронштадте, ни в Ревеле.”

Как это в Кронштадте нет пеньки и парусины для его эскадры ? При том что Россия крупнейший поставщик этих материалов для всей Европы и т.п. Похожие недоумения будут во всех мемуарах участников всех последующих российских войн аж до войны против Гитлера.

Поскольку я давно интересуюсь историей парусного флота ( как дипломированный матрос прошедший  недельный курс в Английской Королевской яхтенной школе) поискал и нашел в Ютьюбе очень интересные лекции Кирилла Назаренко посвященные мировой истории парусного флота ((https://www.youtube.com/watch?v=Jx7P9LbgkL8.

Особо интересно было узнать о порядках морской жизни, подготовки морских офицеров в разных странах, откуда в основном брались будущие моряки. Узнал что в тогдашней королеве морей - Британии вообще не было мореходных училищ. Карьера начиналась с юнги ( 12-13 лет) а затем постепенно через все ступени тяжкой и опасной морской службы. Но стать офицером мог только джентльмен ( не обязательно дворянин), поскольку надо было платить за все из своего кармана. В других странах ( Франция, Россия, Испания) были специальные морские училища где курсантов учили многим наукам в течение 5 - 7 лет. В плюс России что учеба была бесплатной и курсанты ( гардемарины) жили на всем готовом. Судя по результатам войн и колоний в 17 -19 веках похоже Британская система была удачней.  Британцы считали, что главное для моряка это практика, а сориентироваться по карте с помощью секстана и хронометра можно научить любого толкового боцмана.

К моему удивлению, К.Назаренко задает вопрос- а зачем России был так уж нужен флот на Балтике. По его данным, уже после открытия Петербургского порта в  18-19 веках из тысяч торговых кораблей, заходивших туда только небольшая часть была под русским флагом. Послушав лекции К. Назаренко я больше понял возмущение Дж. Элфинстона как это люди, никогда не плававшие дальше Балтийского моря смеют не слушать его советов.

В общем и книга интересная и лекции тоже.

Военные мемуары, История

Previous post Next post
Up