Мои любимые и многоуважаемые
kiratata дают исчерпывающие разъяснения по наболевшему вопросу оскорбления религиозных чувств.
Ситуация вокруг Pussy Riot - в очередной раз, но просто очень уж отчётливо - разделила дискутирующих (которых оказалось как-то ну очень уж много:)) на две принципиально разные группы: на тех, кто ищет в христианской Церкви Христа - и тех, кто ищет в ней мощную структуру земной власти, дающую тем, кто присоединяется к ней, блаженное чувство собственной правоты.
В этом отношении особенно показательны призывы-сравнения по принципу "а вот ну-ка спели бы они такое в синагоге или мечети, что бы с ними тогда сделали?" - братцы дорогие, как только озвучивается такая точка зрения, смело можно сказать - отсутствие христианства в исходном смысле означенного слова детектед. Дело-то очень простое - ведь и ветхозаветная Церковь не признала во Христе Мессию именно на том основании, что Он, ткскть, явил слабость, позволил Себя казнить - и мусульманский канон считает для себя недопустимым признавать со стороны Бога такое "пораженческое" поведение. Мы не сильно разбираемся в мусульманстве, однако слышали от некоторых достойных доверия мусульман такую точку зрения, что на Кресте умер не Иисус, а некий плохой-нехороший человек, а Иисуса Бог от смерти спас - подменив, стало быть, его по-тихому неким грешником. С нашей точки зрения, от одного такого предположения волосы начинают шевелиться от ужаса на голове, и если дело было бы и правда так, следовало бы бежать от такого вдупель аморального Бога во все лопатки - однако весь прикол-то в том и есть, что мы, христиане, верим в Бога, по-честному и без всякого обмана ставшего человеком со всеми вытекающими из этого последствиями. Ставшего равным среди равных, притом не первым среди равных - а в некотором роде даже, наоборот, последним.
В этом смысле Иисус однозначно демонстрирует полное отсутствие так называемых "религиозных чувств" по отношению к Себе - хотя Он прекрасно осознаёт значение Своего Тела как Храма, Он не склонен трактовать всевозможное унижение Себя как "оскорбление чьих бы то ни было религиозных чувств" (что же касается храма построенного-рукотворного, то, как мы помним, более всего чувства Иисуса были оскорблены торговлей святыней). Поэтому НЕ ВЕРЬТЕ НИКАКИМ РАЗГОВОРАМ ОБ ОСКОРБЛЕНИИ ЧУВСТВ ВЕРУЮЩИХ ВО ХРИСТА - у верующих во Христа никакого оскорбления религиозных чувств быть не может, ну вот разве что как у Самого Христа - то есть насчёт торговли святыней. Те, кто в каком бы то ни было смысле соглашаются вести обсуждение дела Pussy Riot в дискурсе темы "оскорбление религиозных чувств", просто не осведомлены насчёт того, что подразумевается под христианством. Они могут быть православными, католиками, протестантами, кем угодно ещё - но относительно подражания Христу они совершенно некомпетентны.
Совершенно особое значение имеет тема разговора разбойника со Христом, которая довольно активно обсуждается там у Голышева в комментах.
Голышев весьма своевременно подчёркивает, что разбойник "благоразумен" вовсе не тем, что каким-то непостижимым образом усмотрел во Христе Бога и решил благоразумно заручиться его поддержкой, ткскть - "блатом", - совсем наоборот. "Благоразумие", то есть здравость и трезвость мысли разбойника состоит в том, что, видя рядом с собой страдание безобидного безумца, он делает то единственное, что в силах сделать, чтобы его утешить: манифестирует, что признаёт Его Царём. Не просто соглашается с Ним как с ребёнком - типа, ну хорошо, пускай ты Царь, если тебя это может обрадовать! - но просит "помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!", поскольку только это в данной ситуации может послужить свидетельством веры. Ничего иного от Христа как от Царя попросить он не может, никакого другого почтения как Царю оказать Ему он не может. У них обоих нету никакого ресурса, чтобы засвидетельствовать друг другу взаимное доверие - они абсолютно бессильны, тела их уже не подчиняются им, общение их, можно сказать, чисто виртуально. Тот диалог, который совершается между ними, запредельно страшен дерзновением - если можно так выразиться, дерзновением последней в жизни ролевой игры. "Мы оба умираем, но я не оставлю тебя умирать одного, я свидетельствую, что ты - воистину Царь, ибо я нарекаю Тебя моим Царём - и никто в мире не в силах этого отменить! Это ДОЛЖНО БЫТЬ ТАК, и посему я свидетельствую, что ЭТО ТАК" - вот смысл слова-действия со стороны разбойника; ответ Христа на это столь же серьёзен и столь же дерзновенен - "Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю". Это значит - "Я принимаю твои слова как правду, мы с тобою вдвоём - и то, что мы друг другу сказали, облекается плотью нового мира - мира, который мы с тобою ныне творим".
(...)
Для данного же разговора - возвращаясь к теме Pussy Riot - особенно критично следующее. Разбойник свидетельствует верность Христу как Царю в акте спонтанного сострадания к Нему как к беспомощному, бессильному, скорее всего безумному человеку. Он не ждёт наград и, главное, НЕ ЖЕЛАЕТ БЫТЬ ПРАВЫМ - правота "по обычаям" несомненно принадлежит палачам, и такая правота разбойнику не нужна. Разбойник делает этот выбор абсолютно сам, не считаясь ни с "общественным мнением", ни с "традициями высоконравственной духовности". Его собственная внутренняя правда, если смотреть с точки зрения распинателей - ничуть не менее абсурдна по сути и ничуть не менее возмутительна по форме, чем хулиганское поведение Христа, изгоняющего из храма торговцев: ишь ты чего выдумал - этакого кощунника Царём величать!.. Всё это вместе взятое примерно так же возмутительно, как выходка Pussy Riot - дерзновенно призывающих Матерь Божию встать на сторону правды и изгнать зарвавшихся торгашей не только из храма, но и с престола власти в стране.
Полностью текст, который я цитирую, со множеством полезных ссылок и развернутым рассуждением по теме, размещен здесь:
http://kiratata.livejournal.com/255307.html?style=mine#cutid1 Вот полный, безоговорочный и окончательный ППКС. Дорогие Кира и Тата, спасибо за ваш пост, аргументацию и отточенные формулировки!
И это все, что я могу и хочу сказать, а также - услышать по данному поводу. Поэтому без комментариев.