Вчера посетили нашумевшую выставку в Пушкинском.
Первое впечатление, сумбурное и эмоциональное: каждый из тех, кто, имея малейшую возможность, не пошел на Караваджо, предпочтя другие формы досуга - тот идиот и дурак безбожно обокрал самого себя. Привезенные шедевры - абсолютное must see в наше обездушенное время, лишенное красоты и непосредственности выражения глубоких искренних чувств. Глоток чистой воды после застойной засухи.
Прививка от безобразия и повседневной дикости, которая нас окружает в богоизбранной стране с особым путем развития.
Теперь немного по существу. Пришлось простоять полтора часа на лютом морозе, подпрыгивая и согревая руки дыханием, прежде чем нас допустили в святая святых, но я ни секунды не жалею об этом: оно того стоило. Внутри мы отогрелись быстро и, самое главное, нас ждал Караваджо!
Всего один зал - номер 17 на втором этаже, по соседству с другой барочной живописью ( к слову, на фоне Карраваджо впечатляет меньше, хотя мой взгляд и непредвзят).
Выставка организована очень грамотно: зал разделен перегородками на три больших комнаты, погруженных почти в полный сумрак. Подсвечены только картины и постеры с поясняющими текстами. В каждой комнате - максимум 4 полотна, так что, несмотря на плотный поток посетителей, к любой картине можно подойти свободно и рассматривать с любого ракурса. А рассматривать их можно часами... Медитировать, принимая приглашения художника в Зазеркалье - в мир, входом в который является картинная рама, или изучать детали, мелочи, неразличимые при поверхностном взгляде, но такие красноречивые при взгляде внимательном.
По настроению полотна очень разные, есть светлые, полные радости и кипящей, как вино, жизни: "Иоанн-Креститель", "Юноша с корзиной фруктов", есть благостные и спокойные - "Святой Франциск", "Поклонение пастухов", есть напряженные и драматические -"Обращение Савла", "Бичевание Христа", есть откровенно страшные: "Мученичество святой Урсулы", "Положение во гроб", и "Мертвый Амур" - самая жуткая, на мой взгляд, фактически предсмертная картина Караваджо. Насколько можно судить, настроение и тональность картин теснейшим образом связаны с психологическим состоянием художника и событиями разных периодов его жизни - жизни очень непростой.
О методе Караваджо, о его виртуозном владении техникой света и тени, способности создавать глубину и объем, я не буду распространяться: искусствоведами написаны тома. Но одно дело, знать теоретически, что этот мастер сделал для европейской живописи, и совсем другое - видеть в реальности эти фигуры, словно сплетенные из солнечных лучей, выразительные лица и живые глаза, эти фрукты, напоенные солнцем Тосканы, сочащиеся соком и прославляющие Бытие, этих животных, к теплой шкуре которых так и тянет прикоснуться рукой, эти чаши, кинжалы, сандалии, алые плащи, ниспадающие складками, холодные камни Гроба Господня и душистое сено вертепа, где родился Спаситель мира... И базилик - символ Ломбардии, своеобразный автограф художника.
Как сказала экскурсовод (мне повезло удачно подслушать очень интересную экскусию), "То, что удалось Караваджо в отношении света и тени, не удавалось больше никому ни до, ни после - это фактически 3D изображения" - и обратила внимание на рог барашка, действительно настолько реальный и объемный, что он словно прорезает полотно и выступает наружу. И, конечно, круглые юношеские колени Иоанна Предтечи: готова поклясться, что от них исходит физическое тепло...
Кстати, не могу согласиться с теми, кто усматривает в этой картине языческие мотивы - вся евангельская символика, включая Агнца и одежды из верблюжьего волоса, здесь на месте, а настроение пронизано Пасхальной радостью, поскольку истинный дух христиаства - не дух уныния, но дух радости.
Вторая картина, изображающая Предтечу, на мой взгляд, логически продолжает первую: вместо улыбающегося отрока, едва вступившего в жизнь, перед нами предстает юный философ, уже осознавший и смысл, и высшую цель своего земного служения.
Пожалуй, из всего увиденного на меня самое большое впечатление произвело "Обращение Савла" - драматическое обретение веры будущим апостолом Павлом на пути в Дамаск. Конь, обеспокоенно переступающий, косящийся на упавшего хозяина, напряженная фигура испуганного слуги, кое-как удерживающего коня, и сам Савл, распростертый на земле, раскинувший руки под лучом света, пребывающий явно "не здесь и не сейчас" - невероятный по силе образ визионера, раскаявшегося гонителя, посвятившего всю дальнейшую жизнь проповеди того,
что отвергал...
И еще один очень красивый ролик:
http://youtu.be/LPsL17lmxwg (встраивание запрещено к сожалению).
Но, конечно, Караваджо нужно смотреть вживую, осязать, чувствовать его полотна, где персонажам словно тесно, и они выступают за раму картины, на свет из глубокой мглы.
Кто еще не был - идите, пока еще есть время.