Скромность

Aug 10, 2024 14:00

У японцев очень развито чувство стыда. Они стесняются выделяться. В детском саду, в классе, на работе - среди равных тебе слесарей или оркестрантов. Веди себя, как все. Так, чтобы у начальника или учителя не было повода спросить: "Такахаси, ты хочешь что-то сказать?"
Потому, что ты ничего не собираешься говорить - пусть скажет воспитательница, или староста, или самый опытный сотрудник. А ты не суйся со своими предложениями пока тебя лично не спросили. Фирма ждет от тебя трех вещей: не прогуливай, не опаздывай, не усердствуй! Не говори громче остальных, не лебези перед директором - ему не понравится. Делай свою работу, как можно лучше, и будешь, как все.

Не знаю - я в Японии не была. Говорят, у них так.

Зато я была в Норвегии. Здоровенные норвежцы, сильные, мускулистые русоволосые кажутся полной бесповоротной противоположностью японцам. Тем более, что жизнь их не балует: полгода зимняя ночь - снег, мороз, гололед и беспросветная тьма. А вторые полгода облачный летний день. Светло и сумрачно. Они с удовольствием берут отпуск, выезжают на природу, разбивают палатку в разрешенном месте; взрослые ловят рыбу и выпивают, если получится купить спиртное, а дети плавают в летних озерах в теплой водичке (не воображайте лишнего - теплая, это теплее пятнадцати градусов.) Все закаленные, бодрые, энергичные. Стыдно быть не таким как все.

Сосед у меня, допустим - электрик. Очень достойная и почтенная профессия. Весь кабинет завешен дипломами. Лицензия на починку бойлеров, диплом курса повышения квалификации в Осло, грамота лучшего электрика в Тромсдалене за 2014 год и всякое такое.

А я, допустим, профессор. И в университете Тромсе преподаю семиотику. Не факт - но может быть, я получаю вдвое больше него. И мне стыдно. Чтобы никто не подумал, что я считаю себя умнее него.

Поэтому я одеваюсь так же, как мой сосед. И дети мои едут в тот же лагерь, что и соседские. И жена, хоть и купила в Париже сумочку от Валентино, но вынимает ее из чехла только во Франции. Ужасно стыдно было бы явиться на родительское собрание, как какая-нибудь иностранная фифа. На собрание жена пойдет с брезентовым рюкзаком, как все остальные. Мой сын возьмет ссуду на обучение - я бы оплатил его общежитие и учебники пока он учится в университете,
но получится, что
 я кичусь своим достатком. Боже сохрани! И дом я построю точно, как строил мой прадед, огородник. Из досок, с двухскатной крышей и тремя окнами вдоль фасада. Он, конечно, может сгореть, и, поэтому, страховку придется платить такую, что дешевле было выстроить кирпичный. Но нет. Пусть будет, как у всех!

Занятная история: на кладбище старинного королевского рода, знаменитого самыми бесстрашными викингами, в прошлом веке выстроили мраморную церковь. Ничего особенного - скромная церквушка. Дважды в неделю служба. Поминают дорогих покойников двенадцатого века, хоронят их потомков, умерших в двадцать первом. Но - дискомфорт! От людей стыдно. Можно подумать, эти норвежцы лучше других. Помаялись они сто лет со своими блестящими полированными стенами и не выдержали. Побелили церковь известкой. Так-то лучше!

Разнообразие, Принципы

Previous post Next post
Up