Oct 12, 2019 09:54
Говорят, у японцев чувство стыда раскаленное. Они стыдятся, если кого-нибудь затруднили или смутили, если выделились среди равных себе видом или поступком, если подвели своего дайме или клан, или воспитательницу в детском саду, или свою баскетбольную команду, или отдел, в котором они работают, или членов своего пенсионерского клуба.
Европеец стыдится, если его поймали со спущенными штанами. В прямом и переносном смысле. В Грузии молодому человеку в мое время было стыдно заниматься зубрежкой. Один сосед уверял, что сдал кандидатский минимум по философии, просто заплатив взятку. На самом деле, он отлично выучил материал, но занятие это было недостойное для бонвивана из хорошей семьи, и он его стеснялся.
Я сама испытывала жуткий стыд, когда не умела справиться со своим "обыкновенным женским". Я была еще совсем ребенком, неловким и не предусмотрительным, а жизнь была так мало приспособлена к этим ситуациям. Никаких гигиенических средств... и даже просто вата была редким счастьем, которое отпускалось в аптеках небольшими порциями. Так что я несколько раз "промокала" насквозь и с величайшим стыдом бежала, рыдая, из школы домой в своем красноречиво запятнанном голубом пальто.
Последний раз чувство стыда - мучительного, заставляющего краснеть и сбивающего дыхание посетило меня на днях. История такова:
Несколько месяцев назад у меня зазвонил телефон и взволнованный голос на английском языке с резким индийским акцентом сообщил мне, что в моем компьютере диагностирована фатальная ошибка и американская фирма, которая сканирует системы, имеющие лицензию Виндоус, готова немедленно оказать мне помощь, чтобы я не осталась с безнадежно испорченным компьютером. Ошарашенная этим известием и самим фактом разговора по-английски с неизвестным, но таким заботливым индусом, я по его указанию инсталлировала программу отдаленного доступа, сообщила ему пароль и он часа два наводил порядок в моем компьютере. За это они взяли 200 долларов, которые я немедленно перевела, за что они обещали тщательный уход за моей системой, борьбу с вирусами, решение всех компьютерных проблем, ответы на мои вопросы круглосуточно, и еще много чего другого, чего я не поняла по причине ужасного знания английского и отвратительного акцента моего абонента. Прошло некоторое время, я пришла в ум, нашла отличную израильскую компанию, которая занимается технической поддержкой лохов вроде меня и делает это на чистом русском языке (даже с некоторым малорусским выговором). Я рассказала им про моих американских друзей и они сильно усомнились в чистосердечии их намерений и порекомендовали разорвать с ними отношения и потребовать назад часть денег. Но разорвать оказалось невозможно. Индус продолжал мне звонить и что-то лопотать. Иногда я улавливала :"Послушайте, мадам! Ведь вы нам заплатили, вы наш клиент. Мы хотим обеспечить работу вашего компьютера..." Я кричала в трубку: "Ай донт вонт ёр сервис! Ай интеррапт ауэр коннекшн!! Ай эм нот ёр кастомер мор!!! Донт бозер ми!!!!"
Разумеется, в таком режиме я забываю даже те пятьсот английских слов, которые теоретически знаю. Меня охватывает непривычная ярость. Я пытаюсь по-английски высказать свой гнев, и кричу так что эфиопы во дворе останавливаются и заглядывают в мои окна.
Кончилось печально и постыдно. Они сообщили мне, что моя лицензия истекла, и если я хочу пользоваться компьютером, мне следует перевести мистеру Willam J Clavette в Бристоль (Коннектикут) триста долларов. Тогда они разблокируют мой десктоп. Экран был мертв. Тут я окончательно поняла, что это история о том, как ротозея развели наперсточники или, еще хуже, подслеповатой старушке всучили изумрудное кольцо с некачественным зеленым стеклышком по цене бриллиантового.
Ужасно стыдно!! Просто ужасно!
Я заблокировала свой телефон и они больше мне не позвонят. Вирус нашли и вычистили. Экран снова ожил. Пишу новый текст, как ни в чем не бывало. И только стыд мучает меня беспрерывно. Значит это я и есть - бестолковая и доверчивая пенсионерка, с которыми профессионально работают вымогатели. Я и есть их контингент.
Еще повезло, что я не японский самурай - а то, того и гляди, сделала бы харакири
Эссе