К сожалению, ничего из этого я не придумала сама. Мудрый человек толковал на иврите недельную главу Торы по радио, а я слушала, волнуясь. Речь шла о том, за что был наказан Моше рабейну*. Ведь ему после всех нечеловеческих усилий и после сорокалетнего блуждания по пустыне не было дано войти в Землю обетованную. Он умер на пороге. Грехом его было то, что добывая воду из скалы, он ударил по ней, что есть силы своей палкой, опираясь на которую брел почти полвека со всем своим ропщущим, вечно
недовольным и сомневающимся народом. Господь счел это маловерием. Довольно было коснуться скалы.
Кажется, претензия надуманная, нет? Палка в руках. Скала перед носом. Народ мучит жажда. Старик, еле стоя на ногах, последним усилием стучит в серую страшную сухую стену. В чем же дело? За что наказан?
Первая история. Мужчина пришел к раввину и сказал: "Рабби, я завтра женюсь. Но на мне такой грех, что я не могу радоваться и радовать жену своей беззаботностью. В детстве я учился в ешиве. Иерусалим был в осаде. Еды почти не было. Мы все были всегда голодные. Я увидел монетку на столе у меламеда, не удержался и схватил ее. Меламед сразу заметил. Раскричался, велел всем поднять руки и стал шарить по карманам. Я смертельно испугался и успел сунуть монету в карман соседу. Меламед нашел у него в кармане. Побил его своей палкой, ругал его целый день, написал родителям мальчика, что он вор. И дома его тоже побили. Все дети насмехались над ним и не хотели с ним играть. В конце концов, он сбежал из ешивы и из дома, и прибился к какому-то киббуцу. Теперь он неверующий, а я уже десять лет тащу этот двойной грех на своей совести."
Раввин ответил: "Успокойся! На тебе нет греха - ты был голодным ребенком. Кто осудит голодного ребенка? И на том мальчике, что ушел в киббуц, тоже нет греха. И он был голодным гонимым несчастным ребенком. И нашел себе убежище. Иди с миром и живи со своей женой счастливо и богато!"
Вторая история. Примерно в то же время в другой ешиве случилось, что мальчик украл деньги у учителя. И тот раскричался и устроил обыск. Мальчик был не так проворен и меламед нащупал монеты у него в кармане. На этот раз ловкость рук была у меламеда. Он незаметно переложил лиры в свой карман, закончил обыск и сказал детям: "Благодарение Богу! Никто из вас не вор! Это я, шлемазл, ошибся. Вот же они, мои деньги - тут, у меня в кармане" И они стали учиться дальше. Ребенок этот был восхищен милостью Божьей. Он был очень талантлив и после случившегося невероятно усерден в учении. Из него вырос один из иерусалимских столпов еврейской мудрости двадцатого века.
Теперь вывод. Учителю для пользы дела дана палка. Он должен очень точно понимать, как ею пользоваться. А уж наш Учитель Моисей, и подавно!
*Рабейну - наш учитель. Традиционный титул Моисея