Вот, что сообщает нам о первобытном рабстве Педивикия, ссылаясь на
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890-1907) Пока не удалили, надо скопировать сюда.
Наиболее примитивными обществами в начале
XX века являлись австралийские племена. Соответственно этому мы не встречаем здесь рабства в строгом смысле: весь труд лежит на женщинах, играющих роль настоящих рабынь: с ними всегда жестоко обращаются - хуже, чем с собаками; нередко кроме роли вьючного скота они играют и роль скота убойного. То же и у
папуасов, хотя на некоторых островах (
Фиджи) есть уже зародыши рабства. Здесь дикари настолько предусмотрительны, что оставляют в живых пленных в качестве пищи, но в промежуток времени между взятием в плен и съедением военнопленные используются в качестве рабочих рук, тем более, что здесь встречаются уже зачатки земледелия. На других островах -
Соломоновых,
Новой Гвинее - рабами пользуются и как меновыми ценностями.
В Африке, классической стране рабства, негры находятся в самых различных отношениях к рабству. У
готтентотов рабства нет, да и по экономической своей организации они не чувствуют в нём надобности; даже положение женщин здесь не столь тяжёлое, как у
аборигенов Австралии. Зато военнопленных убивают без милосердия.
У кафров место рабов заступают женщины.
У дикарей тропического пояса (от
Гвинейского залива до области
Великих озёр и
Мозамбикского пролива), где цивилизация выше и уже существует земледелие, рабство вполне установилось: пленных здесь часто убивают, иногда съедают, но часть всегда сохраняется; чем более племя предано
людоедству, тем менее в нём число рабов. Очень сильным стимулом к усилению рабства послужила здесь
торговля рабами, принявшая особенно громадные размеры и ставшая особенно ужасной с того времени, когда в ней деятельное участие приняли европейцы. Источником рабства в этой части Африки являлись
войны и
набеги, но и задолженность, отцовская власть, судебные карательные меры.
Племена тропического пояса - «пояса рабства» - резко делятся на страны фетишистские и
мусульманские. Из обитателей
фетишистских стран, стоящих на низшей ступени развития, у одних (например у жителей
Манбутту) пленных если и оставляют в живых, то лишь в качестве убойного скота; у других (
Уганда) рабство хотя и существует, но ещё плохо организовано; у третьих (
Ашанти,
Дагомея) оно является вполне организованным институтом: здесь уже имеется класс домашних рабов, с которыми обращаются не особенно жестоко, и рабов-военнопленных, к которым жестоки и которых стараются как можно скорее продать. В
мусульманских государствах рабов гораздо больше: на каждого свободного человека приходится по три-четыре невольника, многие частные лица имеют по тысяче рабов. Такие широкие размеры рабства обусловлены довольно значительным развитием хозяйства в этих государствах. К самой низшей категории рабов принадлежат военнопленные и дети невольников, рождённые вне брака: эти рабы представляют собой ходячую монету и вьючный скот; хозяева обращаются с ними самым безжалостным образом - не лучше, чем с домашними животными. Домашним рабам живётся несколько лучше: они входят в состав семьи и нередко пользуются влиянием; отношение к ним господ почти всегда ласковое. Положение третьей категории рабов ещё лучше: это -
крепостные, отбывающие известную барщинную работу; выполнив положенное, они могут свободно располагать собой. Однако такая свобода есть лишь результат терпимости господ, а не юридического их положения. Наконец, существует ещё одна группа рабов - правительственных, составляющих организованную корпорацию и имеющих своего начальника, в выборе которого король сообразуется с их желаниями. Из них набираются солдаты, часто - чиновники и офицеры. Они даже имеют право сами владеть рабами.
У американских дикарей рабство не достигло такого развития, как у африканских негров. И здесь племена, всего ближе стоящие к
первобытно-общинному строю, или совсем ещё не ввели у себя рабства, или место рабов у них заступают женщины. Таково положение на
Огненной Земле.
Патагонцы и другие бродячие племена южноамериканских
пампасов захватывают в плен женщин и детей, но редко оставляют жизнь пленным мужчинам, выменивая их на лошадей и скот.
Чем ближе к северу, к
Перу и
Мексике, тем чаще встречается рабство и тем оно более развито (
майя). Американские
эскимосы, обитающие на северных берегах, и
индейцы, живущие в глубине материка, в общем не знали рабства, или же оно здесь - явление редкое и исключительное. На северо-западном берегу, у племён, происшедших от смешения эскимосов с индейцами, рабство укоренилось. У
тлинкитов и индейцев канадской провинции
Британская Колумбия рабы составляли около трети всего населения. Эти племена с рабами обращались очень жестоко. Рабы выполняли здесь все тяжёлые работы; ими вели значительную торговлю, они же заменяли ходячую монету. У
тлинкитов, когда раб старился, его убивали. Часто рабы закалывались на могиле своего владельца; нередко их приносили в жертву богам. Столь же жестоки к рабам рабовладельческие племена индейцев
чинуки и
апачи.
Конец цитаты.
Обратим внимание, что в Северную Америку попало 13 миллионов черных рабов, т.е., примерно, столько же, сколько и на арабский Восток. Но заметного черного меньшинства мы ни в Египте ни в Ираке сегодня не видим. Причина, видимо, в том, что добрые мусульмане кастрировали своих черных рабов и они, т.о., не оставляли потомства.
Но раньше их было довольно много - во всяком случае, их было достаточно много, чтобы захватить весь южный Ирак в 869 году в ходе восстания зинджей (черных рабов). Их предводитель объявил себя мессией (махди). Он сам не был ни негром ни рабом, но в лице зинджей он нашел себе верных сторонников. Победившие пролетарии не стали устанавливать коммунизм, а просто сделали рабами самих арабов. Разгромить зинджей арабы сумели только через 10 лет.
Рабами у свободолюбивых народов бывали не только туземцы, но и европейцы. В VIII и IX веках
большинство рабов в арабских странах были из Европы. По оценкам историков, между 650 и 1900 годами от 10 до 18 миллионов человек были порабощены арабскими работорговцами и вывезены из Европы, Азии и Африки через Красное море, Индийский океан и пустыню Сахара.
Католические монахи выкупают у барбарийцев пленных
В XIX веке это были гл. обр., моряки с захваченных барбарийскими пиратами европейских судов.
Иногда барбарийцы устраивали набеги за рабами на побережья Англии и даже Исландии. Многие европейские государства платили этим пиратам дань. Вот рисунок с изображением наказания христианских рабов в Алжире. Английские империалисты никогда не платили выкупа и время от времени приходили в Алжир с флотом и сжигали все корабли на рейде, но это не особо помогало, пока французы не оккупировали весь Алжир окончательно.
Вот так и жили благородные дикари. Правда потом гнусные европейские колонизаторы поработили свободолюбивые народы и запретили эти замечательные самобытные обычаи. Не представляю даже, как белая раса сможет искупить эту историческую вину...
Добавим также, что рабство существует в Африке и сегодня (почему-то я совсем не удивлен этим) - 20% населения современной Мавритании составляют, по данным Педивикии самые настоящие рабы.