Против системы

Oct 28, 2013 09:01

Призывы к соблюдению Конституции, активное противостояние полиции, небывалое единение общества и даже отбивание задержанных из "лап кровавого режима" - такого не увидишь даже на маршах оппозиции.



Пару лет назад, готовя материал для одного издания, я отправился проверять правильность оплаты проезда в общественном транспорте. Репортаж актуален и по сей день. В этом блоге публикуется впервые.


Целое десятилетие штраф за безбилетный проезд в московском транспорте был символическим - всего лишь 100 рублей. Потом, с принятием закона "О внесении изменений в КоАП", контролеры вообще лишились права наказывать пассажиров и могли лишь "тактично" попросить безбилетника оплатить проезд у водителя, либо сойти на следующей остановке.

В июле 2011-го новые поправки в столичный кодекс вступили в силу и контролеры получили возможность реально штрафовать "зайцев".



Рабочий день контролера начинается с общения с бойцами 2-го оперативного полка милиции - приучить пассажиров к новой сумме наказания в 1000 рублей можно только с их помощью.



Существует два типа контролеров, работающих в паре. Первый - от Государственного Казенного Учреждения - ГКУ "Организатор перевозок": синияя форма, жетон, удостоверение-книжка. Именно они имеют право штрафовать.





Второй тип  - контролер Мосгортранса: белая форма, удостоверение на ленточке и ПУК - переносное устройство контроля. Штрафовать не могут, но они, наверное, даже более опасны для "зайцев" так как имеют право изымать "Социальные карты москвича".



Каждый из них обязан иметь наряд-задание с указанным временем работы и маршрутами.



По информации Мосгортранса, ежедневно от 20% до 30% их пассажиров ездят "зайцами", мне в это с трудом верится, но контролеры уверяют, что безбилетники есть абсолютно в каждом автобусе. Распределяемся по салону: два контролера, трое полицейских. Микроавтобус 2-го оперативного полка милиции стоит на конечной, готовый быстро подъехать, чтобы отвезти упирающегося пассажира в отделение. Это не показательное мероприятие для журналистов, я тут единственный представитель СМИ.



Находящемуся в салоне контролеру даже не нужно смотреть за входящими пассажирами, "зайцы" определяются по звуку валидатора - социальная карта звучит иначе, чем проездной талон. По возрасту пассажира оценивается вероятность может ли он ее иметь.



Первый улов - чужая "социалка". Сначала контролер Мосгортранса составляет акт об изъятии карты и продает билет за 28 рублей, потом контролер ГКУ выписывает квитанцию на оплату штрафа. На месте принимать "штрафные" деньги никто не имеет права - у пассажира есть 30 дней, чтобы сделать это в любом отделении Сбера.



Практически все пойманные пассажиры заявляют, что у них нет паспорта. Логика проста - нет документа, не на кого составить протокол. В таком случае вызывается милиция, но этот "заяц" просто убежал, не дождавшись ее приезда. Ловить его никто не пытался - задача контролера не наказать, а объяснить, привить мысль, что проезд необходимо оплачивать. За годы халявы об этом все забыли.



Пролезающих под валидатором пассажиров называют "нырками". Эти двое ребят оказались солдатами. Отпустили без штрафа.





Большинство "зайцев" заявляет, что они инвалиды или едут в больницу, но эта женщина в шлепках "Prada" сразу сказала, что она работает в Управлении делами Президента и, естественно, не имеет с собой паспорта.



Пока ждали микроавтобус до отделения, она, включив в сумке диктофон, стала просить контролера отойти с ней в сторону и пообщаться там.



Стыд испытывают меньше десяти процентов пойманных. Реакция подавляющего большинства - резкий негатив. Этот мужчина пообещал меня найти и разобраться за вторжение в его частную жизнь: "Сначала черные достали, потом вы - государство, а теперь пресса с фотоаппаратом!"  Увидев контролера, он быстро пробрался к турникету и пробил свой талон, который держит в руках на фото.



Он не знал, что перед входом в салон контролер всегда отмечает через валидатор время своего появления - все билеты, пробитые позже - недействительны.



Увидев заходящих контролеров, 2-3 пассажира обязательно "вдруг" решают выйти, примерно такое же количество стоящих на остановке людей передумывают ехать. Полицию это смешит, они шутя предлагают сначала заблокировать выходы из автобуса, а потом уже входить внутрь.



Изящная схема безбилетного проезда - пройти по чужой социалке, а контролеру показать студенческую транспортную карту, тоже не проходит. ПУК - переносное устройство контролера сообщает, что карта не заряжена деньгами и последний проход по ней был в декабре.



На получение новой социальной карты, ее настоящий владелец потратит минимум месяц, и, естественно, все это время не сможет пользоваться льготами. При повторном нарушении, он их лишится навсегда. Стоит отметить, что чужие социалки на детей моложе 10 лет не отбираются - обычно они принадлежат многодетным и малообеспеченным семьям.



Еще раз напоминаю: на месте штраф не берется никогда! Только выдается квитанция.



- Контролеры поддельные, менты форму купили! - заявляет мужчина с чужой социальной картой







На удобных для пересадок остановках иногда скапливается целая толпа контролеров. Девушке не повезло попасться именно на ней. Она активно дозванивается до кого-то, не желая предъявлять документы. Тянет время. Чуть позже, когда ее отпустили, сюда приедет нереально накрученный брат и, хватая нас за руки, будет кричать, что сестра социальную карту потеряла, потом ее подкинули, а теперь контролеры вымогают 30 тысяч.

- Да! Я это подтверждаю, так и было, я свидетель! - вдруг заявляет сидящий на остановке мужчина, до этого объяснявший мне, что в нашей стране двойной контроль запрещен, если турникет уже проверил пассажира.



Такое поведение окружающих под конец восьмичасовой смены для меня уже не было удивительным. Они всегда, я повторюсь - всегда встают на сторону "зайцев". Для них безбилетный проезд - форма протеста против системы: "Миллиарды из России вывозят, а они за билетик трясут!", "Десять человек с оружием на одного, вам не стыдно?" - самые безобидные высказывания, которые я слышал в тот день. Одну контролершу даже укусила за грудь девушка, отстаивая "нарушение конституционных прав" при проверке оплаты проезда.

- Отпустите ребенка! - требуют граждане на видео

image Click to view



Они отбивают этого молодого человека 1991-го года рождения.



Москва, Социалка, Фото

Previous post Next post
Up