"Общественное мероприятие"

Apr 16, 2012 09:00

Существует несколько версий возникновения пасхальной традиции посещения кладбищ. По одной их них, во всем виноваты дороги. В дореволюционной России, когда абсолютное большинство наших предков жили в деревнях, на Пасху ездили в ближние села, где, в отличие от деревень, непременно был храм. И чтобы лишний раз не таскаться по бездорожью, крестьяне ( Read more... )

Москва, Подмосковье, Жизнь города, Фото

Leave a comment

nedzume April 16 2012, 08:36:44 UTC
Извольте, навскидку: «В Спаске Рязанском в Фомино Воскресенье девки и женщины в траурном платье (черном и белом_ идут после обедни на кладбище с разным кушаньем и питьем кланяться покойным родственникам, плачут с причитаниями, катают яйцы на их могилах и потом едят и пьют, выливая остатки вина на могилы. После переодевшись дома в праздничное платье, идут играть на красную горку». П.Снегирев «Русские простонародные праздники и суеверные обряды» 1838 г.
Еще можем взять Н.М.Гальковского "Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси" 1913 г.: "В наиважнейшие последние дни предпасхального великого поста русские люди эпохи Всеволода Большое Гнездо начинали готовить трапезу навьям: "Зде же и мяса … зде же сыри, зде же масло и яйца, и добрая плутки (хлебное изделие), и короваи, и велия мосты, и просветы великия (фигурное печенье), и чаши медвеные, и пивныя, и иною все добра не мениим (не поименуем) … всяка узорочиа добрая доспевают".
представления о навьях (мертвецах вообще, чужих, враждебных мертвецах) резко отличны от культа предков, родных, "дедов". \\"Предков угощали и с ними общались или дома, в красном углу под иконами, или же на кладбище у домовины реального предка. Предков встречали в воротах усадьбы в тот же день, когда топили баню навьям: "сметье (мусор) у ворот жгуть в великой четверг, молвяше тако: "У того огня душа приходяще огреваются".
"В Рязанской губ. Фомин понедельник и вторник называется навий день, т. е. день мертвецов. Часто этот праздник называют родительская; в простом же народе он неизменно называется радуницей"
"В Смоленской губернии радуница справляется в значительной мере по-язычески; вымывшись в бане; на могилах сначала служатся молебны, потом там пируют, и всё заканчивается весёлыми песнями и пляской; нередко бывают и драки. В высшей степени замечателен обычай, весьма древнего происхождения, подогревать покойников: накануне радуницы, с вечера, или же рано утром на самую радуницу на кладбище разводится костёр. Огонь поддерживается и во время служения панихид. Это называется “подогревать покойников”.
Да, о разнице между первым воскресеньем Пасхи и Фоминым воскресеньем, как вы, вероятно, понимаете, я знаю. Однако это все, в народном представлении, обряды, связанные с Пасхой. Отсюда и уверенность, что на Пасху нужно идти на кладбище.

Reply

peternikola April 16 2012, 13:20:45 UTC
Ну дык в этом я не сомневался. Культ предков - он древнейший.

Reply

peternikola April 16 2012, 13:24:19 UTC
"Однако это все, в народном представлении, обряды, связанные с Пасхой". Опять готов поспорить. Фомина неделя - не Пасха! А то что в советское время языческие обряды не могли не расцвести согласен. И главный памятник и символ тому - зиккурат на Красной площади.

Reply

nedzume April 16 2012, 13:28:16 UTC
ясно.

Reply

peternikola April 16 2012, 13:39:32 UTC
Кстати, сам наблюдал в прошлом году, как в Китае шмотье на перекрестках жгут, поминают...

Reply


Leave a comment

Up