Об эффективности пресс-туров

Oct 23, 2012 07:01

Общаясь в пресс-туре с журналистской одного известного издания, задаю вопрос о политике ее газеты. На что получаю совершенно потрясающий ответ:

- Не знаю, я вообще-то юристом там работаю, мне сказали: "Съезди, отдохни". Ну я и поехала. Так организаторы еще и гарантийное письмо хотели получить, что мы что-то напишем, представляешь? Естественно мы ничего не дали.

С такой ситуацией рекламные агентства и PR-службы компаний сталкиваются регулярно. Для плохого журналиста заграничная поездка - отдых и награда. Ему наплевать на то куда и зачем он едет. Его либо поощрили ей в редакции, либо он выгрыз ее в своих внутриредакционных дрязгах. Довольно редко он реально интересуется рекламируемым продуктом и не переживает о качестве собранного материала. А зачем? Фотографии ему отдадут на диске организаторы, факты возьмет из пресс-релиза, да и писать скорее всего будет не он или, если что, его подправит редактор. Плохой журналист едет в пресс-тур отдыхать. И приглашающая сторона этому всячески способствует, бронируя лучшие отели, организуя культурную программу и заказывая дорогие рестораны. А на деле - подкупая СМИ. Так было всегда и до сих пор остается нормой, но, вдруг, компаниям пришлось работать еще и с блогерами.


Рассмотрим по аналогии вариант плохого блогера, того, кому по большому счету наплевать на френдов. Съездил, побухал, оторвался, написал два никаких поста о продукте. Главное - сумел хоть так монетизировать свой бложик. Чудовищно то, что эта ситуация устраивает обе стороны. Никого не волнует эффективность подобных туров - в отчетах заказчику будут упомянуты только съездившие блогеры, количество их френдов и охват аудитории. То есть агентство еще до поездки устроили цифры посещений журнала и место автора в рейтинге. То, что такие отчеты френды пролистают в ленте даже не заглянув под кат, никого не волнует - главное, что пост написан. Не было репостов, комментов и запись не попала в ТОП - это никого не интересующие мелочи. Отчетность превыше всего.

Так в чем же разница между хорошим журналистом традиционных СМИ и хорошим блогером?

В сознании пиарщиков блогер это такой нигде не работающий повеса, разъезжающий по турам, тусующийся на презентациях чувак, которому судьба по непонятной причине навалила френдов в Живом Журнале. То, что абсолютно все блогеры имеют работу не приходит в голову никому! Любая заграничная поездка для них это финансовая потеря. Нужно либо отпрашиваться на работе, либо в случае фриланса - отказываться от денег, которые они могут заработать не уезжая. Блогер едет не на отдых, блогер едет за материалом. Журналисту же как раз качество материала не настолько критично - статья появится в издании в любом случае. Во время тура он не только получает зарплату, но еще и командировочные, не говоря уже о том, что ехать ему обычно не было никакой необходимости - написать по материалам заказчика можно и не выезжая из дома. А в случае совсем косяков - псевдонимы и редакционные статьи без подписи еще никто не отменял.

Есть отличная поговорка: "Хороший фотограф не тот, кто не не делает плохих снимков, а тот, кто плохие не показывает". Фиговый пост о пресс-туре может написать каждый блогер. Но! Над ними нет редактора и установки руководства, за каждую подобную запись они отвечают лично перед собой и читателями. И вот этого организаторы обычно понять не могут: "Как же так, мы блогера кормили, поили, устраивали экскурсии по городу, а он, собака, не написал о нашей замечательной четырехчасовой пресс-конференции!"

Для журналиста сделать офигительный материал "ниачём" - мастерство, которому учат в ВУЗах, профессиональный подвиг, которым можно гордиться. Для блогера - кривить душой и терять френдов.

Бывает, что агентства идут на откровенное вранье, обещая блогеру вкусности в надежде, что он потом не сможет не написать, главное - затащить. Пофиг на то, что в поездке оказалось нельзя фотографировать, пофиг на формат блога, который старается соблюдать автор, пофиг на все. Сейчас задача - провести мероприятие и освоить бюджет заказчика, а на его эффективность тоже пофиг.

И получается, что блогер в пресс-туре - это такой недовольный, выбивающийся из общей массы чувак. Два дня он терпит, а на третий начинает возмущаться:
- У меня нет материала!
- Как же так? - удивляются организаторы - Все журналисты довольны и только вам что-то не нравится?
И на четвертый день, когда блогер наконец-то нашел подходящую тему, он вдруг слышит:
- Давайте быстрее, у нас обед в 14 часов, автобус не может ждать!
Конечно, еда важнее…

Блогер постоянно находится под давлением читателей. Простить "заказуху" они могут только в одном единственном случае - если материал будет классным. Это может быть рассказ о месте, куда френды ни за что не смогут сами попасть, например, закулисье шоу или производство легендарных телефонов. Если пост про автомобиль, то фотки должны быть чумовыми, если публикация про отель, то про его самый дорогой номер в мире. Презентации, выставки и конференции читателям не-ин-те-рес-ны! Пост в обмен на впечатления - только так можно работать с блогерами без денег. Причем, впечатления совсем не блогера, а его читателей. И для этого организаторам нужно постараться. Не офигительными отелями и бизнес-классами в самолетах, а хотя бы тупо дать ему время и возможность что-то сделать в пресс-туре.

Текст, Всякая всячина

Previous post Next post
Up